Найти в Дзене
Автомобильный мир

МАЗ-2000 "Перестройка". Опередивший свое время.

Разработка «автопоезда будущего» началась в 1985 году. Группе молодых конструкторов Минского автомобильного завода во главе с Михаилом Высоцким была поставлена задача – построить грузовик двадцать 21 века. Никто не мог себе представить, что проект наберёт такие обороты: во время разработки инженеры МАЗа запатентовали более тридцати новых изобретений, многие из которых позднее были выкуплены иностранными производителями. Первый экспериментальный образец автопоезда был готов в 1986 году. Грузовик оснащался оппозитным двигателем MAN D2866 мощностью 290 л. с., который работал в паре с 12-ступенчатой КПП производства минского завода. Передачи переключались с помощью электронного джойстика. Благодаря отличным аэродинамическим показателям МАЗ-2000 мог развивать скорость до 120 километров в час. Обтекаемый кузов не был единственным эффектным дизайнерским решением - двери кабины открывались против хода автомобиля. Однако, главная особенность МАЗ-2000 заключалась в использовании взаимозаменяе

Разработка «автопоезда будущего» началась в 1985 году. Группе молодых конструкторов Минского автомобильного завода во главе с Михаилом Высоцким была поставлена задача – построить грузовик двадцать 21 века. Никто не мог себе представить, что проект наберёт такие обороты: во время разработки инженеры МАЗа запатентовали более тридцати новых изобретений, многие из которых позднее были выкуплены иностранными производителями.

МАЗ-2000 "Перестройка"
МАЗ-2000 "Перестройка"

Первый экспериментальный образец автопоезда был готов в 1986 году. Грузовик оснащался оппозитным двигателем MAN D2866 мощностью 290 л. с., который работал в паре с 12-ступенчатой КПП производства минского завода. Передачи переключались с помощью электронного джойстика. Благодаря отличным аэродинамическим показателям МАЗ-2000 мог развивать скорость до 120 километров в час. Обтекаемый кузов не был единственным эффектным дизайнерским решением - двери кабины открывались против хода автомобиля.

Однако, главная особенность МАЗ-2000 заключалась в использовании взаимозаменяемых тяговых модулей с целью многократно увеличить грузоподъёмность, не увеличивая при этом мощность двигателя. Иными словами, можно было использовать на каждый прицеп по одному тяговому модулю. Таким образом, грузоподъёмность одного автопоезда могла составить около 80 тонн.

Сам конструктор приводил в пример такую ситуацию: «Перед высокогорным участком трассы можно выкатить неведущую колёсную тележку и заменить её моторной. В горах машина будет трудиться с дополнительным двигателем, а на обратном пути оставит его на той же автобазе. Меняя число модулей, можно будет превращать машину в длинный автопоезд, увеличивать и уменьшать грузоподъёмность, мощность.».

Идея модульного магистрального грузовика всерьёз заинтересовала не только советских промышленников, но и иностранных предпринимателей. Несмотря на кажущуюся перспективность воплотить её в жизнь так и не удалось  - для этого пришлось бы полностью менять мировые представления о логистике, создавать с нуля инфраструктуру грузоперевозок и принимать новые технические стандарты для грузовиков.

-2
Постамент у входа на завод МАЗ. Это один из двух протопипов увидевших свет.
Постамент у входа на завод МАЗ. Это один из двух протопипов увидевших свет.

К сожалению, распад Советского Союза привёл к тому, что инженерам МАЗ пришлось отказаться от серийного выпуска автопоезда «Перестройка» из-за нехватки средств. И, хотя многие технические решения этого прототипа потом нашли воплощение в более современных серийных моделях, на самом концепте поставили крест. Один из двух изготовленных экземпляров «Перестройки» до сих пор можно увидеть на постаменте у входа на завод МАЗ. 

Если вам понравилась эта статья - ставьте "нравится" и подписывайтесь на мой канал. Каждый день выходят и будут выходить новые статьи об автомобилестроении, автоспорте и необычных автомобилях со всего мира. Спасибо за внимание!