Почему власть и криминал стали неразрывными понятиями, и как новый закон, принятый Госдумой в мае текущего года, сможет изменить ряды всех политических партий страны.
В Экспертном Клубе Петербурга обсудили перспективы предвыборных кампаний в России с учетом принятого Госдумой закона.
Наличие в прошлом кандидата, выдвигаемого той или иной партией, темных пятен в биографии достаточно негативно сказывается на имидже партии в целом, но отказываться от выдвижения подобных личностей в своих рядах никто не спешит. Принятие нового закона заставит партии пересмотреть свой состав в ближайшее время.
«Вопрос щепетильный, тут нет чёрного и белого. Ситуация может сложиться таким образом, что за драку будет статья. Никто из большинства будущих политиков от этого не застрахован. Возможно, вопрос о подобных кандидатах, имеющих судимость, должен быть вынесен на общественное обсуждение. Однозначно на это стоит и нужно обращать внимание, но не считаю, что данный факт ставит крест на возможном кандидате. Если же кандидат прошёл по тяжкой и особо тяжкой судимости — другой вопрос. Естественно, что законодательно должно быть ограничено участие в выборах и возможность занимать государственные должности людям, имеющим судимость по тяжким и особо тяжким статьям. В интересах общества мы должны не допустить криминализацию власти», - считает Алексей Доссон, руководитель комиссии по Информатизации и связям с общественностью Комитета по молодежному предпринимательству Деловой России в Санкт-Петербурге.
Борьба с криминалом во власти началась не сегодня, она осуществляется целенаправленно с учетом политики, проводимой президентом, и в последнее время набирает все больший размах.
«Сегодня мы видим последовательную политику по очищению всех ветвей власти от людей, которые не должны туда попадать. Расширение перечня статей Уголовного кодекса, лишающее осужденных участвовать в выборах в течение пяти лет с момента снятия или погашения судимости, выглядит логичным продолжением политики очищения власти. Решение расширить законопроект напрашивалось, давно было пора запретить избираться осужденным не только за тяжкие преступления, но и за преступления средней тяжести. Следить за этим обязаны все: общественники, полиция, партии, избиркомы. Потому что формально кандидаты в депутаты обязаны оказывать данные о судимости, даже о снятой или погашенной, однако, в реалии многие пытаются скрыть от Избиркома эту информацию. Стоит подумать над серьезным ужесточением наказания за сокрытие кандидатами информации о судимости», - отмечает Сергей Наумов, медиатехнолог, специалист по политическому PR.
Эксперты сходятся во мнении, что обеспечить избирателям достоверную информацию о кандидатах – обязанность, как организаторов голосования, так и партий, кандидаты которых участвуют в предвыборной кампании.
«Считаю, что требования об информировании избирателей о судимостях, в том числе погашенных, является справедливым. Сведения о погашенной судимости не должны оказаться “сюрпризом” для избирателя после окончания голосования. Проверять такие данные должны Прокуратура и МВД. Действующее законодательство ограничивает участие в политике для определенного круга лиц. Но есть ситуации за пределами законодательства, и они регулируются партийными правилами. Человек, когда идёт в публичную политику должен быть морально готов к публичности ко всем вопросам, а избиратель должен иметь возможность проголосовать исходя из полных и достоверных данных о кандидате», - уверен Алексей Цивилев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комитета по законодательству и постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности.
И все-таки окончательное решение о том, достоин ли кандидат быть их представителем, должны принимать сами люди, а сокрытие информации о криминальном прошлом отдельных кандидатов ведет к обману избирателей и соответственно – нечестным выборам.
«Современное гражданское общество должно самостоятельно решать может ли тот или иной кандидат занимать выборную должность, для чего должно обладать полной информацией о совершенных им правонарушениях и сопутствующих обстоятельств. Кандидаты не должны скрывать информацию о имеющейся судимости, она должна быть доступна для избирателей поскольку это влияет на оценку избирателями личности кандидата. Естественно, что законодательно должно быть ограничено участие в выборах и возможность занимать государственные должности людям, имеющим судимость по тяжким и особо тяжким статьям, даже по прошествии десяти лет после отбытия наказания. За доведение информации о судимости кандидатов и недопущением кандидатов, имеющих судимость, к участию в предвыборных кампаниях должен следить избирком при содействии правоохранительных органов и участии, и контроле общественных организаций», - поделился Алексей Иванов, программный директор Общественно-государственного форума «На связи».
Если с тем, что достоверность сведений о кандидате обязательно должна контролироваться, никто не спорит, то вот о том, кто должен осуществлять подобный контроль, мнения экспертов расходятся.
«Весной текущего года, Государственная Дума приняла закон, о введении запрета баллотироваться на любые выборные должности для кандидатов, ранее осужденных за преступления средней тяжести. До принятия закона запрет действовал только по тяжким и особо тяжким статьям. Хорошо, что в органах законодательной власти, после принятия нового закона, значительно снизится процент ранее осужденных людей. Важно четко следить за его исполнением и вовремя пресекать нарушения в этой части, чтобы не было таких прецедентов, как в 2014- м году, когда после проверки 25% кандидатов выяснилось, что 240 из них на региональных выборах скрыли информацию о судимости. Чтобы пресечь такие попытки необходимо отдать полномочия по контролю над этим вопросом отдельной беспартийной независимой структуре, которая будет работать безошибочно, быстро и качественно в этом направлении», - отметил Сергей Григорьев, политолог.
Одни эксперты, как мы видим, считают, что должна быть создана отдельная независимая структура, способная контролировать подобные случаи, другие – уверены, что изобретать велосипед не нужно, ведь в государстве уже есть ответственные за это структуры.
«Люди, имеющие судимость, не должны быть допущены ни в муниципальные депутаты, ни в органы исполнительной власти, и должны быть отделены от власти, так как их отрицательный опыт никому не нужен. Если они хотят помочь, то предлагаю им участвовать в инициативных группах. Кто должен следить за тем, чтобы такие эксцессы не происходили? Избиркомы совместно с муниципалитетом и правоохранительные органы-все вместе, комплексно. А перед тем, как участвовать в выборах в качестве участника, партии должны внимательным образом проверить данного человека», - уверен Роман Баранов, политолог, общественный деятель, муниципальный депутат, заместитель главы МО54 Санкт-Петербурга.