Те, кто постоянно меня читает, знают, что я писал, как в краткосрочной перспективе и не имея в кармане денег сделать троллейбус и трамвай сносным.
Все эти мероприятия можно реализовать за один-два года и тогда встаёт следующий вопрос: что дальше? Резервы для быстрых улучшений мы использовали и должны перейти к реализации капитальных решений.
Здесь я буду писать о Томске (извините, я томич, и расписывать стратегию я буду для моего города). Но я думаю, интересно будет и иногородним читателям. Решения применимы для многих других городов.
Цели и основные проблемы
У нас цели не изменились: сделать транспорт быстрым, комфортным, надёжным, предсказуемым и доступным.
На их пути стоят проблемы, которые мешают сделать электротранспорт лучше.
1. Недостаток кадров.
2. Изношенность инфраструктуры
3. Устаревший парк подвижного состава, недостаток машин
4. Отсутствие охвата транспортом новых районов
Финансовые ресурсы
На реализацию долгосрочных мероприятий, в отличие от краткосрочных, нужны ресурсы. Томск, к сожалению, небогатый (как и большинство других городов России).
Но найти деньги на электротранспорт реально. Бюджет на 2020 год предусматривает потратить на СМИ и пиар мэрии и гордумы 45 миллионов рублей. Возьмём 40 миллионов (оставшиеся 5 миллионов хватит, тем более за эти деньги власть получит лучший пиар).
На встречу Нового года-2020 потратили 2 миллиона рублей из бюджета. Возьмём 1 миллион.
На заборы потратили за пять лет 10 миллионов рублей. 2 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ В ГОД НА МЕТАЛЛОЛОМ! Так что у нас ещё 2 миллиона.
Если ещё порыскать, город может найти ещё несколько миллионов. В итоге у нас 50 миллионов рублей в год. Немного, но это неплохой денежный источник. Другие деньги нам нужно привлекать у области и федерации по разным программам.
1. Недостаток кадров
По данным января-февраля, в предприятии работают 88 водителей трамвая (дефицит 36 человек), 117 водителей троллейбуса (дефицит 58 человек), 184 кондукторов (дефицит 105 человек).
Ситуация удручающая: не хватает кадров, в результате уменьшаются выпуски и рейсы, увеличиваются интервалы, сокращаются интервалы.
Главная причина - низкая зарплата (в среднем получают 15-20 тысяч рублей), высокие нагрузки, сложные условия труда. Новые люди не приходят, а старые уходят.
Для привлечения кадров необходимо увеличить среднюю зарплату всех данных категорий на 5000 рублей, до 20-25 тысяч в месяц.
Стоимость - 23,34 млн рублей в год; целевая субсидия будет выплачиваться в течение 1-го и 2-го года программы, затем из оборотных средств предприятия.
Источники финансирования: городской бюджет
2. Изношенность инфраструктуры
У нас убитые трамвайные пути, устаревшая контактная сеть, из-за которых транспорт едет медленно, а аварийные ситуации происходят часто. Так что это первое, чем мы должны заняться.
Ремонт трамвайных путей
Практически все трамвайные пути являются аварийными и требуют ремонта, за исключением на улице Розы Люксембург и недавно отремонтированных путей.
В идеале нужно менять все аварийные участки. Но в рамках возможных условий мы возьмём самые аварийные и значимые для сети пути.
Что должен предполагать капитальный ремонт трамвайных путей:
- 100% замена трамвайных рельсов, шпал и балласта
- укладка б/у железнодорожных путей хорошего качества (Р-65) на железобетонные шпалы с использованием анкерного крепления
1 км (в однопутном исчислении) такого капитального ремонта обойдётся примерно в 35 миллионов рублей.
2-й год программы - участок по Лебедева (от Комсомольского до Колхозной). Длина - 2500 м.
Стоимость - 87,5 миллионов рублей.
Срок - два летних месяца.
Источники финансирования: 22,7 миллионов - городской бюджет; 64,8 миллионов - региональный бюджет или через программу БКАД (если станет возможным тратить деньги на трамвай).
3-й год программы - участок по Большой Подгорной (от Дальне-Ключевской до кольца на Черемошниках). Длина - 4900 м.
Стоимость - 171,5 миллионов рублей.
Срок - два-три летних месяца.
Источники финансирования: 50 миллионов - городской бюджет; 121,5 миллионов - региональный бюджет или через программу БКАД (если станет возможным тратить деньги на трамвай).
Результат - уменьшение времени оборотного рейса у маршрутов №1 (на 8 минут) и 3 (на 4 минуты), повышение стабильности и привлекательности трамвая
Реконструкция контактной сети троллейбуса
Как я говорил в той статье, контактная сеть троллейбуса в Томске устарела, требует реконструкции. Сегодняшняя контактная сеть не позволяет троллейбусу быстро ездить, провоцирует больше аварийных ситуаций.
В рамках программы мы можем сделать один небольшой центральный участок.
Реконструкция 1 км контактной сети в двухпроводном исчислении обойдётся примерно в 7 миллионов рублей. Это полная замена контактной сети, устройство новой контактной сети с продольно-цепной подвеской, установка скоростных кривых, стрелок и пересечений.
2-й год программы - участок по Ленина (от Дальне-Ключевской до площади Ленина), длина - 3500 метров; троллейбусное кольцо на площади Ленина, длина - 400 метров.
Стоимость - 27,3 миллионов рублей.
Срок - не более месяца.
Источники финансирования: городской бюджет
Результат - повышение стабильности работы и скорости
2. Устаревший парк подвижного состава, недостаток машин
Немаловажной частью является обновление подвижного состава. Степень износа подвижного состава медленно, но верно приближается к трехзначному числу.
Обновление трамвайного парка
Сегодня трамвайный парк Томска состоит из следующих моделей.
71-605 - 15
71-619КТ - 14
71-608КМ - 11
71-619А - 10
71-608К - 3
71-617 - 1
Всего 54 машины, из которых лишь 24 можно назвать современными, а 11 более-менее пригодными. Остальные "плачут" по списанию.
Итого - у нас только 35 машин. А для эксплуатации в рамках текущей сети и будущих продлений необходимо минимум 55 трамваев.
Необходимо приобрести 20 новых односекционных трамваев (до 150-180 человек) с низким полом.
Один такой трамвай обойдётся в 35 миллионов рублей. Обновление будет постепенным, в течение 2 лет, одновременно из эксплуатации будут выводиться старые трамваи.
4-й год программы: 10 единиц
5-й год программы: 10 единиц
Стоимость - 700 миллионов рублей
Источники финансирования: участие в программе обновления транспорта по БКАД. Он даёт возможность приобрести по льготному лизингу на 180 месяцев для трамваев, с 60% скидкой от начальной стоимости, но с жесткими требованиями: 100% низкопольный транспорт, машины должны работать на магистральных маршрутах с регулируемыми тарифами (таковыми могут быть, например, маршруты №3,5).
Тогда на уплату лизинговых платежей пойдут 280 миллионов из городского бюджета (примерно по 18 666 667 рублей/год c четвертого года программы в течение 15 лет).
В случае отрицательного ответа на заявку объём приобретаемых трамваев придётся уменьшить в два раза: 10 трамваев, по 5 ежегодно, от списания моделей 71-605 в таком случае откажемся. Тогда 100 миллионов - городской бюджет, 250 миллионов необходимо выбить у региона.
Результат - обновление трамвайного парка, меньше поломок, аварий, большая привлекательность
Обновление троллейбусного парка
Здесь ситуация "получше" - 63 пригодных троллейбуса, но из них эксплуатироваться может только 55. Ожидается приход в 2020-2021 годах 40 б/у троллейбусов из Москвы, которые позволят списать 15 троллейбусов.
Значит, сможем обойтись ремонтом существующих троллейбусов, цель которого - привести в надлежащее состояние эксплуатируемые и сделать возможным выпуск простаивающих.
Ремонт заключается в следующем:
- покраска троллейбуса, замена разбитых стекол, зеркал
- заменить сидения, поручни, отделку салона
- отремонтировать неисправные части троллейбуса, если таковые имеются
- оборудовать троллейбус аварийным автономным ходом, если он не был оборудован в краткосрочном этапе
В среднем ремонт каждого троллейбуса обойдётся в три миллиона рублей. Необходим ремонт для 10 троллейбусов БКМ-321 и 5 Тролза-5275 Оптима (в первую очередь простаивающих троллейбусов).
6-й год программы - 15 ед.
Стоимость - 45 миллионов рублей
Источники финансирования: городской бюджет; если удаться обновление трамваев через БКАД, то за счёт оставшихся денег с третьего по пятый год программы. Если нет - полностью все деньги с пятого года программы.
Результат - обновление троллейбусного парка, меньше поломок, больший выпуск на линию и меньшие интервалы, большая привлекательность
3. Отсутствие охвата транспортом новых районов
Необходимо развитие электротранспорта и продлить его в новые районы.
Развитие трамвайной сети
Особенно касается трамвая: несмотря на острую потребность в нём у спальников, он не заходит ни в один из них.
В первую очередь нам нужно построить линию до микрорайона Южные ворота - огромного спального района на юге-востоке, за двумя переездами, всего две маршрутки в районе. И в этом транспортном аду предполагается, что будет жить не менее 30000 человек.
Длина данной ветки составит 4 км, в среднем ветка обойдётся в 300 млн за километр.
Стоимость - 1,2 млрд рублей.
Срок: 1 год, 7-й год программы
Источники финансирования: можно попробовать в партнёрство с ТДСК (строительной компании, застраивающей район). Так, она за свои оборотные средства строит трамвайную линию. Взамен компания получает 80% выручки с трамвайных маршрутов, обслуживающие Южные ворота (№2,5) в течение 10-х лет.
Так, пассажиропоток на этих маршрутах будет 5-7 млн пассажиров/год. Если взять грубо 12 рублей с каждого пассажира с учётом льгот и проездных, то застройщик за 10 лет получит минимум 480-672 млн рублей!
Предлагаете вкладываться в убыточное предприятие? Но не забывайте про то, что стоимость недвижимости увеличится на 5-10%, что окупит их вложения сполна. Да и на фоне 20-30 миллиардных вложений это мелочь.
Результат - увеличение охвата электротранспорта, увеличение пассажиропотока электротранспорта минимум на 4 млн пассажиров.
Итоги
Срок программы - 7 лет + 1-2 года краткосрочных мероприятий
Стоимость всех мер (описанных в этой статье) - 1928 - 2278 млн рублей.
Вот такая может быть программа развития. Огромное спасибо, что вы прочитали это всё, читайте краткосрочные меры по улучшению троллейбус и трамвай (это тоже часть программы).
Ставь лайк, подписку и распростроняйте.