Найти в Дзене
UrbanDzen

Долгосрочная программа развития электротранспорта. Реально ли это для небогатого города? Да.

Оглавление

Те, кто постоянно меня читает, знают, что я писал, как в краткосрочной перспективе и не имея в кармане денег сделать троллейбус и трамвай сносным.

Все эти мероприятия можно реализовать за один-два года и тогда встаёт следующий вопрос: что дальше? Резервы для быстрых улучшений мы использовали и должны перейти к реализации капитальных решений.

Здесь я буду писать о Томске (извините, я томич, и расписывать стратегию я буду для моего города). Но я думаю, интересно будет и иногородним читателям. Решения применимы для многих других городов.
-2

Цели и основные проблемы

У нас цели не изменились: сделать транспорт быстрым, комфортным, надёжным, предсказуемым и доступным.

На их пути стоят проблемы, которые мешают сделать электротранспорт лучше.

1. Недостаток кадров.

2. Изношенность инфраструктуры

3. Устаревший парк подвижного состава, недостаток машин

4. Отсутствие охвата транспортом новых районов

-3

Финансовые ресурсы

На реализацию долгосрочных мероприятий, в отличие от краткосрочных, нужны ресурсы. Томск, к сожалению, небогатый (как и большинство других городов России).

Но найти деньги на электротранспорт реально. Бюджет на 2020 год предусматривает потратить на СМИ и пиар мэрии и гордумы 45 миллионов рублей. Возьмём 40 миллионов (оставшиеся 5 миллионов хватит, тем более за эти деньги власть получит лучший пиар).

На встречу Нового года-2020 потратили 2 миллиона рублей из бюджета. Возьмём 1 миллион.

На заборы потратили за пять лет 10 миллионов рублей. 2 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ В ГОД НА МЕТАЛЛОЛОМ! Так что у нас ещё 2 миллиона.

Если ещё порыскать, город может найти ещё несколько миллионов. В итоге у нас 50 миллионов рублей в год. Немного, но это неплохой денежный источник. Другие деньги нам нужно привлекать у области и федерации по разным программам.

-4

1. Недостаток кадров

По данным января-февраля, в предприятии работают 88 водителей трамвая (дефицит 36 человек), 117 водителей троллейбуса (дефицит 58 человек), 184 кондукторов (дефицит 105 человек).

Ситуация удручающая: не хватает кадров, в результате уменьшаются выпуски и рейсы, увеличиваются интервалы, сокращаются интервалы.

Главная причина - низкая зарплата (в среднем получают 15-20 тысяч рублей), высокие нагрузки, сложные условия труда. Новые люди не приходят, а старые уходят.

Для привлечения кадров необходимо увеличить среднюю зарплату всех данных категорий на 5000 рублей, до 20-25 тысяч в месяц.

Стоимость - 23,34 млн рублей в год; целевая субсидия будет выплачиваться в течение 1-го и 2-го года программы, затем из оборотных средств предприятия.

Источники финансирования: городской бюджет

2. Изношенность инфраструктуры

У нас убитые трамвайные пути, устаревшая контактная сеть, из-за которых транспорт едет медленно, а аварийные ситуации происходят часто. Так что это первое, чем мы должны заняться.

Ремонт трамвайных путей

Практически все трамвайные пути являются аварийными и требуют ремонта, за исключением на улице Розы Люксембург и недавно отремонтированных путей.

В идеале нужно менять все аварийные участки. Но в рамках возможных условий мы возьмём самые аварийные и значимые для сети пути.

План капитального ремонта путей
План капитального ремонта путей

Что должен предполагать капитальный ремонт трамвайных путей:

  • 100% замена трамвайных рельсов, шпал и балласта
  • укладка б/у железнодорожных путей хорошего качества (Р-65) на железобетонные шпалы с использованием анкерного крепления
-6

1 км (в однопутном исчислении) такого капитального ремонта обойдётся примерно в 35 миллионов рублей.

2-й год программы - участок по Лебедева (от Комсомольского до Колхозной). Длина - 2500 м.

Стоимость - 87,5 миллионов рублей.

Срок - два летних месяца.

Источники финансирования: 22,7 миллионов - городской бюджет; 64,8 миллионов - региональный бюджет или через программу БКАД (если станет возможным тратить деньги на трамвай).

3-й год программы - участок по Большой Подгорной (от Дальне-Ключевской до кольца на Черемошниках). Длина - 4900 м.

Стоимость - 171,5 миллионов рублей.

Срок - два-три летних месяца.

Источники финансирования: 50 миллионов - городской бюджет; 121,5 миллионов - региональный бюджет или через программу БКАД (если станет возможным тратить деньги на трамвай).

Результат - уменьшение времени оборотного рейса у маршрутов №1 (на 8 минут) и 3 (на 4 минуты), повышение стабильности и привлекательности трамвая
-7

Реконструкция контактной сети троллейбуса

Как я говорил в той статье, контактная сеть троллейбуса в Томске устарела, требует реконструкции. Сегодняшняя контактная сеть не позволяет троллейбусу быстро ездить, провоцирует больше аварийных ситуаций.

В рамках программы мы можем сделать один небольшой центральный участок.

Реконструкция 1 км контактной сети в двухпроводном исчислении обойдётся примерно в 7 миллионов рублей. Это полная замена контактной сети, устройство новой контактной сети с продольно-цепной подвеской, установка скоростных кривых, стрелок и пересечений.

Толстая зеленая линия - участок контактной сети для реконструкции, круг - троллейбусное кольцо для реконструкции.
Толстая зеленая линия - участок контактной сети для реконструкции, круг - троллейбусное кольцо для реконструкции.

2-й год программы - участок по Ленина (от Дальне-Ключевской до площади Ленина), длина - 3500 метров; троллейбусное кольцо на площади Ленина, длина - 400 метров.

Стоимость - 27,3 миллионов рублей.

Срок - не более месяца.

Источники финансирования: городской бюджет

Результат - повышение стабильности работы и скорости

2. Устаревший парк подвижного состава, недостаток машин

Немаловажной частью является обновление подвижного состава. Степень износа подвижного состава медленно, но верно приближается к трехзначному числу.

-9

Обновление трамвайного парка

Сегодня трамвайный парк Томска состоит из следующих моделей.

71-605 - 15

71-619КТ - 14

71-608КМ - 11

71-619А - 10

71-608К - 3

71-617 - 1

Всего 54 машины, из которых лишь 24 можно назвать современными, а 11 более-менее пригодными. Остальные "плачут" по списанию.

Итого - у нас только 35 машин. А для эксплуатации в рамках текущей сети и будущих продлений необходимо минимум 55 трамваев.

Необходимо приобрести 20 новых односекционных трамваев (до 150-180 человек) с низким полом.

В качестве идеального варианта - Львёнок от ПК "Транспортные системы". Полностью низкопольный, стильный.
В качестве идеального варианта - Львёнок от ПК "Транспортные системы". Полностью низкопольный, стильный.
71-623 - более знакомый полунизкопольный трамвай от Усть-Катавского вагоностроительного завода.
71-623 - более знакомый полунизкопольный трамвай от Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Один такой трамвай обойдётся в 35 миллионов рублей. Обновление будет постепенным, в течение 2 лет, одновременно из эксплуатации будут выводиться старые трамваи.

4-й год программы: 10 единиц

5-й год программы: 10 единиц

Стоимость - 700 миллионов рублей

Источники финансирования: участие в программе обновления транспорта по БКАД. Он даёт возможность приобрести по льготному лизингу на 180 месяцев для трамваев, с 60% скидкой от начальной стоимости, но с жесткими требованиями: 100% низкопольный транспорт, машины должны работать на магистральных маршрутах с регулируемыми тарифами (таковыми могут быть, например, маршруты №3,5).

Тогда на уплату лизинговых платежей пойдут 280 миллионов из городского бюджета (примерно по 18 666 667 рублей/год c четвертого года программы в течение 15 лет).

В случае отрицательного ответа на заявку объём приобретаемых трамваев придётся уменьшить в два раза: 10 трамваев, по 5 ежегодно, от списания моделей 71-605 в таком случае откажемся. Тогда 100 миллионов - городской бюджет, 250 миллионов необходимо выбить у региона.

Результат - обновление трамвайного парка, меньше поломок, аварий, большая привлекательность

Обновление троллейбусного парка

Троллейбусный парк Томска сегодня.
Троллейбусный парк Томска сегодня.

Здесь ситуация "получше" - 63 пригодных троллейбуса, но из них эксплуатироваться может только 55. Ожидается приход в 2020-2021 годах 40 б/у троллейбусов из Москвы, которые позволят списать 15 троллейбусов.

Значит, сможем обойтись ремонтом существующих троллейбусов, цель которого - привести в надлежащее состояние эксплуатируемые и сделать возможным выпуск простаивающих.

Ремонт заключается в следующем:

  • покраска троллейбуса, замена разбитых стекол, зеркал
  • заменить сидения, поручни, отделку салона
  • отремонтировать неисправные части троллейбуса, если таковые имеются
  • оборудовать троллейбус аварийным автономным ходом, если он не был оборудован в краткосрочном этапе

В среднем ремонт каждого троллейбуса обойдётся в три миллиона рублей. Необходим ремонт для 10 троллейбусов БКМ-321 и 5 Тролза-5275 Оптима (в первую очередь простаивающих троллейбусов).

6-й год программы - 15 ед.

Стоимость - 45 миллионов рублей

Источники финансирования: городской бюджет; если удаться обновление трамваев через БКАД, то за счёт оставшихся денег с третьего по пятый год программы. Если нет - полностью все деньги с пятого года программы.

Результат - обновление троллейбусного парка, меньше поломок, больший выпуск на линию и меньшие интервалы, большая привлекательность

3. Отсутствие охвата транспортом новых районов

Необходимо развитие электротранспорта и продлить его в новые районы.

Развитие трамвайной сети

Особенно касается трамвая: несмотря на острую потребность в нём у спальников, он не заходит ни в один из них.

В первую очередь нам нужно построить линию до микрорайона Южные ворота - огромного спального района на юге-востоке, за двумя переездами, всего две маршрутки в районе. И в этом транспортном аду предполагается, что будет жить не менее 30000 человек.

Красный - существующее, зелёный - планируемые.
Красный - существующее, зелёный - планируемые.

Длина данной ветки составит 4 км, в среднем ветка обойдётся в 300 млн за километр.

Стоимость - 1,2 млрд рублей.

Срок: 1 год, 7-й год программы

Источники финансирования: можно попробовать в партнёрство с ТДСК (строительной компании, застраивающей район). Так, она за свои оборотные средства строит трамвайную линию. Взамен компания получает 80% выручки с трамвайных маршрутов, обслуживающие Южные ворота (№2,5) в течение 10-х лет.

Так, пассажиропоток на этих маршрутах будет 5-7 млн пассажиров/год. Если взять грубо 12 рублей с каждого пассажира с учётом льгот и проездных, то застройщик за 10 лет получит минимум 480-672 млн рублей!

Предлагаете вкладываться в убыточное предприятие? Но не забывайте про то, что стоимость недвижимости увеличится на 5-10%, что окупит их вложения сполна. Да и на фоне 20-30 миллиардных вложений это мелочь.

Результат - увеличение охвата электротранспорта, увеличение пассажиропотока электротранспорта минимум на 4 млн пассажиров.

Итоги

Срок программы - 7 лет + 1-2 года краткосрочных мероприятий

Стоимость всех мер (описанных в этой статье) - 1928 - 2278 млн рублей.

Вот такая может быть программа развития. Огромное спасибо, что вы прочитали это всё, читайте краткосрочные меры по улучшению троллейбус и трамвай (это тоже часть программы).
Ставь лайк, подписку и распростроняйте.