Сложно переоценить роль железных дорог в истории России. До появления авиации не было более надежного и быстроходного средства передвижения, способного своевременно и надежно перевозить как пассажиров, так и грузы. Сегодня мы расскажем вам об одной частной транспортной компании Российской империи.
12 июля 1868 года полковник гвардии А. А. Киреев получил концессию (форма государственно-частного партнерства) на постройку железнодорожной ветки от города Рыбинска до станции Бологое, а в январе 1869 свыше был утвержден устав Общества вновь открывшейся Рыбинско-Бологовской железной дороги протяженностью 280 верст.
Целых 25 лет после этих знаменательных событий новая магистраль остается в скромных своих размерах, и только с 1895 предприятие начинает наращивать «объемы производства». По Высочайшему указу в ведение компании сначала переходит Новгородская узкоколейка в 157 верст и выдается разрешение на возведение ширококолейного железнодорожного пути от Бологого до Пскова длиною в 335 верст. Далее следуют еще четыре дополнения к уставу, на основании которых строится ветка нормального типа Савелино-Кашин, потом Москва – Виндава, Царское Село – Дно, Новосокольники – Витебск. В итоге, к 1913 году Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги владеет открытыми для движения линиями нормальной колеи протяженностью 2285, а узкой колеи – 2442 версты.
Все перечисленные линии делятся между двумя самостоятельными управлениями сети: Петербургским (1392 вер.) и Московским (1050 вер.). В сентябре 1918 года железная дорога национализируется и передается в ведение Народного комиссариата путей сообщения.
Все сведения о транспортной сети, в которую в советское время входили Прибалтийская, Северная и Октябрьская железные дороги, взяты из «Очерка современного состояния и деятельности за 1-е пятилетие Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». В Книге-отчете (издана в 1906 году) масса интересной информации. Помимо исторической справки, проиллюстрированной изображениями пассажирских зданий Рыбинска, Москвы, Санкт-Петербурга и др., есть данные о географическом положении дороги и о климатических условиях, о подвижном составе, о продольном профиле, о водоснабжении, о централизации и блокировке стрелок и сигналов и пр. Приводятся различные схемы, например: разреза одноцилиндрового двигателя «Дизель», административного управления линией.
Подробно рассказывается о служебном персонале, о квартирном довольствии и медицинской помощи. Даны графики финансовых результатов по эксплуатации линии и движения товаров по коммерческому трафику.
Надеюсь, читатели с удовольствием погрузятся в прелюбопытнейший текстовой и иллюстративный материал о жизнедеятельности Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. На десерт можно принять участие в интерактивной экскурсии по Музею истории железнодорожной техники, который расположен на территории Рижского вокзала Москвы.
Еще больше оцифрованных книг о паровозах в подборке «Сила пара» на нашем сайте rusneb.ru