Найти тему
НЭБ

Частная железная дорога

Сложно переоценить роль железных дорог в истории России. До появления авиации не было более надежного и быстроходного средства передвижения, способного своевременно и надежно перевозить как пассажиров, так и грузы. Сегодня мы расскажем вам об одной частной транспортной компании Российской империи.

Карта железнодорожных линий Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, 1906 г.
Карта железнодорожных линий Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, 1906 г.

12 июля 1868 года полковник гвардии А. А. Киреев получил концессию (форма государственно-частного партнерства) на постройку железнодорожной ветки от города Рыбинска до станции Бологое, а в январе 1869 свыше был утвержден устав Общества вновь открывшейся Рыбинско-Бологовской железной дороги протяженностью 280 верст.

Устав Общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, 1869 г.
Устав Общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, 1869 г.

Целых 25 лет после этих знаменательных событий новая магистраль остается в скромных своих размерах, и только с 1895 предприятие начинает наращивать «объемы производства». По Высочайшему указу в ведение компании сначала переходит Новгородская узкоколейка в 157 верст и выдается разрешение на возведение ширококолейного железнодорожного пути от Бологого до Пскова длиною в 335 верст. Далее следуют еще четыре дополнения к уставу, на основании которых строится ветка нормального типа Савелино-Кашин, потом Москва – Виндава, Царское Село – Дно, Новосокольники – Витебск. В итоге, к 1913 году Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги владеет открытыми для движения линиями нормальной колеи протяженностью 2285, а узкой колеи – 2442 версты.

Старое и новое пассажирское здание в Рыбинске
Старое и новое пассажирское здание в Рыбинске

Все перечисленные линии делятся между двумя самостоятельными управлениями сети: Петербургским (1392 вер.) и Московским (1050 вер.). В сентябре 1918 года железная дорога национализируется и передается в ведение Народного комиссариата путей сообщения.

1. Пассажирское здание Виндавского (Рижского) вокзала, Москва. 2. Пассажирское здание Царскосельского (Витебского) вокзала, Санкт-Петербург
1. Пассажирское здание Виндавского (Рижского) вокзала, Москва. 2. Пассажирское здание Царскосельского (Витебского) вокзала, Санкт-Петербург

Все сведения о транспортной сети, в которую в советское время входили Прибалтийская, Северная и Октябрьская железные дороги, взяты из «Очерка современного состояния и деятельности за 1-е пятилетие Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». В Книге-отчете (издана в 1906 году) масса интересной информации. Помимо исторической справки, проиллюстрированной изображениями пассажирских зданий Рыбинска, Москвы, Санкт-Петербурга и др., есть данные о географическом положении дороги и о климатических условиях, о подвижном составе, о продольном профиле, о водоснабжении, о централизации и блокировке стрелок и сигналов и пр. Приводятся различные схемы, например: разреза одноцилиндрового двигателя «Дизель», административного управления линией.

1. Схема «Разрезы одноцилиндрового двигателя “Дизель”». 2. Схема административного управления линией
1. Схема «Разрезы одноцилиндрового двигателя “Дизель”». 2. Схема административного управления линией

Подробно рассказывается о служебном персонале, о квартирном довольствии и медицинской помощи. Даны графики финансовых результатов по эксплуатации линии и движения товаров по коммерческому трафику.

1. График финансовых результатов. 2. График движения товаров
1. График финансовых результатов. 2. График движения товаров

Надеюсь, читатели с удовольствием погрузятся в прелюбопытнейший текстовой и иллюстративный материал о жизнедеятельности Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. На десерт можно принять участие в интерактивной экскурсии по Музею истории железнодорожной техники, который расположен на территории Рижского вокзала Москвы.

Фотоколлаж «Музей истории железнодорожного транспорта»
Фотоколлаж «Музей истории железнодорожного транспорта»

Еще больше оцифрованных книг о паровозах в подборке «Сила пара» на нашем сайте rusneb.ru