ДУМАЙ МЕДЛЕННО, РЕШАЙ БЫСТРО
Краткий конспект и основные идеи по книге Д.Канемана.
Д.Канеман пишет, что у нас есть два режима мышления:
(ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА)
СИСТЕМА 1
=Решай быстро
Бессознательная интуитивная система мышления, основанная на том, что мы видим или слышим. Позволяет быстро принимать решения, когда это необходимо.
СИСТЕМА 2
=Думай медленно
Сознательная, рациональная система, служащая для какого-либо логического вычисления. Но медленные решения могут стать быстрыми после усердных «тренировок».
Например, профессиональный игрок в шахматы может делать сложные комбинации особо не задумываясь, в то время как новичок размышляет над каждым ходом по нескольку минут.
За контроль внимания отвечают обе системы.
СИСТЕМА 1 помогает вам как можно скорее убежать при возникновении чувства опасности, например, если вы услышали странный звук в кустах, но СИСТЕМА 2 позволяет Вам немного задуматься и понять, что это всего лишь запутавшаяся в ветках птичка.
Наше внимание ограничено, однако делать какие-ибо два простые действия одновременно не доставит особого труда. Например, таксист может с легкостью поддержать разговор, узнав, как настрой на день у его клиента.
Проблема (!) СИСТЕМЫ 2 в том, что она очень ленивая, поэтому большую часть нашей жизни мы функционируем лишь благодаря СИСТЕМЕ 1. «ВТОРАЯ» активируется лишь в особых ситуациях (например, если мы видим летающую кошку), а в остальное время принимает те впечатления, которые передаёт ей СИСТЕМА 1. Дабы сэкономить ресурс времени и энергии мозг прибегает к механизму эвристики.
· Конфликт
Конфликт между двумя системами встречается довольно часто. Например, читая скучную книгу, СИСТЕМА 1 старается отвлечь нас на что-то другое.
Одна из задач СИСТЕМЫ 2 – преодолеть импульсы СИСТЕМЫ 1.
· Иллюзии
Например, две игрушечные змеи одной длины, одна из которых тоньше, будут казаться нам разными.
o Умственные усилия
Удивительный факт: при умственных усилиях зрачки расширяются!
1) ЛЕНИВЫЙ КОНТРОЛЁР
Человек должен научиться самоконтролю!
Так, во время бега мы прикладываем умственные усилия по самоконтролю, чтобы противостоять желанию замедлить шаг.
Пункт 1. ЗАНЯТАЯ И ОПУСТОШЕННАЯ СИСТЕМА 2.
Задача СИСТЕМЫ 2-контроль мыслей и поведения. Усилия воли или самоконтроль утомляют. Если заставить себя что-то делать, то желание контролировать себя к следующему заданию снижается, т.е. мотивация падает. Это явление получило название ИСТОЩЕНИЕ ЭГО.
Например, задача: по-доброму реагировать на плохое поведение партнёра.
Пункт 2. ЛЕНИВАЯ СИСТЕМА 2.
Задачка!:
Все розы-цветы. Некоторые цветы быстро вянут. Следовательно, некоторые розы быстро вянут.
Верно ли суждение выше?
(нет)
Пункт 3. ИНТЕЛЛЕНК, КОНТРОЛЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Проводился эксперимент: группе детей дали печенье, но попросили подождать 15 минут прежде, чем преступить к дегустации. Только 50% детей смогли дождаться. Через 15 лет оказалось, что группа повзрослевших детей, выдержавших испытание, была меньше подвержена к пробе наркотиков в подростковом возрасте.
Люди, сразу принимающие предложения СИСТЕМЫ 1, импульсивны, нетерпеливы и стремятся к немедленному удовлетворению.
2) КОГНИТИВНАЯ ЛЁГКОСТЬ
СИСТЕМА 1-проблема-СИСТЕМА 2
(легко-с трудом)
1) Хорошее настроение, вера в слышимое, доверие предчувствиям, чувство комфорта, небрежное рассуждение.
2) Бдительность и склонность к подозрениям, меньше ошибок, но и уменьшение чувства комфорта, меньше задействуется воображение и интуиция.
Эвристика-совокупность логических приёмов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач.
Иногда происходит так, что эвристика приводит к ошибкам. Все происходит зачастую из-за этих нескольких причин:
1. Иллюзия истинности
Отвечая на вопросы теста, при этом не зная правильный ответ, вы будете руководствоваться тем, что верно то, что кажется Вам знакомым.
! Всё, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку.
2. Упрощение реальности
Здесь легко привести в пример истории становления людей успешными. Зачастую мы видим лишь результат или, в лучшем случае, некоторые «крупные» действия, совершаемые на пути к цели, однако мы не учитываем совокупность микро-факторов, а также наличие удачи как таковой.
3. Фрейминг
Разные способы подачи информации вызывают у нас различные эмоции. Подача «под вкусным соусом» актуальна всегда.
4. Подстановка
Когда мы сталкиваемся с трудным вопросом и на него не находится точного ответа, СИСТЕМА 1 подыскивает родственный вопрос и находит на него ответ. К примеру, на вопрос: «Счастлив ли ты?» на можем отвечать, как у нас на данный момент идут дела.
5. Прайминг
На основе прежде увиденного или услышанного, мы создаем ассоциацию на любые последующие слова. К примеру, если бы нас после разговора с фотографом попросили дополнить буквами слово, начинающееся с «св..», велика вероятность, что мы назвали мы пришедшее на ум «свет».
Идеомоторный эффект-влияние идеи на действие.
Проводился удивительный эксперимент:
Студентам выдавали список из пяти слови просили составить фразы из четырёх слов. Одной группе студентов выдали слова с ассоциацией старости (лысый, забывчивость, морщины и тд.), а затем попросили их перейти в другой кабинет, якобы для продолжения эксперимента. Примечательно, что эта группа студентов шла медленнее.
В ассоциативных сетях имеются двусторонние связи.
Выяснили, что людям с улыбкой на лице комиксы будут казаться смешнее нежели тем, чьё лицо выражает гнев.
6. «Эффект якоря»
Продавцы задают заранее завышенную цену, затем снижая её, за счет чего стоимость кажется нам наиболее актуальной.
7. Фокус на негативе
Благодаря животному инстинкту выживания человек ставит в приоритет плохие новости. При этом мозг фокусируется даже на символических сигналах опасности: реакция происходит даже на слова (кровь, война и тд.).
Существует орган АМИГДАЛА, которая активируется при виде малейшей опасности.
Амигдала (или миндалевидное тело)-область в мозгу человека, отвечающая за эмоциональные реакции в целом и за генерацию страха в частности.
8. Эффект доступности
Мы избегаем скопления людей после актов терроризма, упуская факт, что погибнуть в обстоятельствах такого рода трагического события ничтожно мала.
!Чем легче какое-то событие всплывает из памяти, тем более частым и вероятным оно нам кажется.
Конспект составлен по книге Даниэла Канемана, а также благодаря каналам на YouTube: «Bookademy» и «Букич», которые помогли предоставить Вам информацию в более доступном и понятном виде!ДУМАЙ МЕДЛЕННО, РЕШАЙ БЫСТРО
Краткий конспект и основные идеи по книге Д.Канемана.
Д.Канеман пишет, что у нас есть два режима мышления:
(ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА)
СИСТЕМА 1
=Решай быстро
Бессознательная интуитивная система мышления, основанная на том, что мы видим или слышим. Позволяет быстро принимать решения, когда это необходимо.
СИСТЕМА 2
=Думай медленно
Сознательная, рациональная система, служащая для какого-либо логического вычисления. Но медленные решения могут стать быстрыми после усердных «тренировок».
Например, профессиональный игрок в шахматы может делать сложные комбинации особо не задумываясь, в то время как новичок размышляет над каждым ходом по нескольку минут.
За контроль внимания отвечают обе системы.
СИСТЕМА 1 помогает вам как можно скорее убежать при возникновении чувства опасности, например, если вы услышали странный звук в кустах, но СИСТЕМА 2 позволяет Вам немного задуматься и понять, что это всего лишь запутавшаяся в ветках птичка.
Наше внимание ограничено, однако делать какие-ибо два простые действия одновременно не доставит особого труда. Например, таксист может с легкостью поддержать разговор, узнав, как настрой на день у его клиента.
Проблема (!) СИСТЕМЫ 2 в том, что она очень ленивая, поэтому большую часть нашей жизни мы функционируем лишь благодаря СИСТЕМЕ 1. «ВТОРАЯ» активируется лишь в особых ситуациях (например, если мы видим летающую кошку), а в остальное время принимает те впечатления, которые передаёт ей СИСТЕМА 1. Дабы сэкономить ресурс времени и энергии мозг прибегает к механизму эвристики.
· Конфликт
Конфликт между двумя системами встречается довольно часто. Например, читая скучную книгу, СИСТЕМА 1 старается отвлечь нас на что-то другое.
Одна из задач СИСТЕМЫ 2 – преодолеть импульсы СИСТЕМЫ 1.
· Иллюзии
Например, две игрушечные змеи одной длины, одна из которых тоньше, будут казаться нам разными.
o Умственные усилия
Удивительный факт: при умственных усилиях зрачки расширяются!
1) ЛЕНИВЫЙ КОНТРОЛЁР
Человек должен научиться самоконтролю!
Так, во время бега мы прикладываем умственные усилия по самоконтролю, чтобы противостоять желанию замедлить шаг.
Пункт 1. ЗАНЯТАЯ И ОПУСТОШЕННАЯ СИСТЕМА 2.
Задача СИСТЕМЫ 2-контроль мыслей и поведения. Усилия воли или самоконтроль утомляют. Если заставить себя что-то делать, то желание контролировать себя к следующему заданию снижается, т.е. мотивация падает. Это явление получило название ИСТОЩЕНИЕ ЭГО.
Например, задача: по-доброму реагировать на плохое поведение партнёра.
Пункт 2. ЛЕНИВАЯ СИСТЕМА 2.
Задачка!:
Все розы-цветы. Некоторые цветы быстро вянут. Следовательно, некоторые розы быстро вянут.
Верно ли суждение выше?
(нет)
Пункт 3. ИНТЕЛЛЕНК, КОНТРОЛЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Проводился эксперимент: группе детей дали печенье, но попросили подождать 15 минут прежде, чем преступить к дегустации. Только 50% детей смогли дождаться. Через 15 лет оказалось, что группа повзрослевших детей, выдержавших испытание, была меньше подвержена к пробе наркотиков в подростковом возрасте.
Люди, сразу принимающие предложения СИСТЕМЫ 1, импульсивны, нетерпеливы и стремятся к немедленному удовлетворению.
2) КОГНИТИВНАЯ ЛЁГКОСТЬ
СИСТЕМА 1-проблема-СИСТЕМА 2
(легко-с трудом)
1) Хорошее настроение, вера в слышимое, доверие предчувствиям, чувство комфорта, небрежное рассуждение.
2) Бдительность и склонность к подозрениям, меньше ошибок, но и уменьшение чувства комфорта, меньше задействуется воображение и интуиция.
Эвристика-совокупность логических приёмов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач.
Иногда происходит так, что эвристика приводит к ошибкам. Все происходит зачастую из-за этих нескольких причин:
1. Иллюзия истинности
Отвечая на вопросы теста, при этом не зная правильный ответ, вы будете руководствоваться тем, что верно то, что кажется Вам знакомым.
! Всё, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку.
2. Упрощение реальности
Здесь легко привести в пример истории становления людей успешными. Зачастую мы видим лишь результат или, в лучшем случае, некоторые «крупные» действия, совершаемые на пути к цели, однако мы не учитываем совокупность микро-факторов, а также наличие удачи как таковой.
3. Фрейминг
Разные способы подачи информации вызывают у нас различные эмоции. Подача «под вкусным соусом» актуальна всегда.
4. Подстановка
Когда мы сталкиваемся с трудным вопросом и на него не находится точного ответа, СИСТЕМА 1 подыскивает родственный вопрос и находит на него ответ. К примеру, на вопрос: «Счастлив ли ты?» на можем отвечать, как у нас на данный момент идут дела.
5. Прайминг
На основе прежде увиденного или услышанного, мы создаем ассоциацию на любые последующие слова. К примеру, если бы нас после разговора с фотографом попросили дополнить буквами слово, начинающееся с «св..», велика вероятность, что мы назвали мы пришедшее на ум «свет».
Идеомоторный эффект-влияние идеи на действие.
Проводился удивительный эксперимент:
Студентам выдавали список из пяти слови просили составить фразы из четырёх слов. Одной группе студентов выдали слова с ассоциацией старости (лысый, забывчивость, морщины и тд.), а затем попросили их перейти в другой кабинет, якобы для продолжения эксперимента. Примечательно, что эта группа студентов шла медленнее.
В ассоциативных сетях имеются двусторонние связи.
Выяснили, что людям с улыбкой на лице комиксы будут казаться смешнее нежели тем, чьё лицо выражает гнев.
6. «Эффект якоря»
Продавцы задают заранее завышенную цену, затем снижая её, за счет чего стоимость кажется нам наиболее актуальной.
7. Фокус на негативе
Благодаря животному инстинкту выживания человек ставит в приоритет плохие новости. При этом мозг фокусируется даже на символических сигналах опасности: реакция происходит даже на слова (кровь, война и тд.).
Существует орган АМИГДАЛА, которая активируется при виде малейшей опасности.
Амигдала (или миндалевидное тело)-область в мозгу человека, отвечающая за эмоциональные реакции в целом и за генерацию страха в частности.
8. Эффект доступности
Мы избегаем скопления людей после актов терроризма, упуская факт, что погибнуть в обстоятельствах такого рода трагического события ничтожно мала.
!Чем легче какое-то событие всплывает из памяти, тем более частым и вероятным оно нам кажется.
Конспект составлен по книге Даниэла Канемана, а также благодаря каналам на YouTube: «Bookademy» и «Букич», которые помогли предоставить Вам информацию в более доступном и понятном виде!