Раз в статье Свитера 1980х. 1980е. И то, что было сразу перед ними. я упомянула романтическое направление 1980х, то надо написать о нём подробнее, разумеется, с иллюстрациями.
Стиль, который я запомнила как "romantic" - сразу понятное слово из ещё не переведённых журналов и каталогов одежды конца 1980х-начала 1990х.
"Romantic" - романтический, романтичный, вымышленный, фантастический, воображаемый.
"Восьмидесятые" в моде продлились с 1977го года по 1995й.
Одна из причин длительности десятилетия как модного - это распад Советского Союза и европейской части Социалистического Лагеря в 1991 году.
Капиталистическая половина мира получила повод радоваться - что страшная, "красная", а заодно и ядерная угроза позади.
"Не надо ничего менять" - можно задержаться в таком беззаботном - розовом, голубом, ламе, коктейли, кино и сериалы про красивую жизнь и автомобили с открытым верхом - розовые и золотые, в том числе.
А бывшую социалистическую половину нужно было немедленно насытить товарами потребления.
Ничего личного - бизнес.
Открывшийся рынок бывшей территории недостроенного коммунизма был жаден как раз до того, что успел увидеть, но ещё не успел вкусить, попробовать сам в журналах и в каталогах как раз конца 1980х - мода продлилась естественным образом потребительского спроса.
Не возникло в полной мере, во всём мире спроса на некий "совсем новый стиль" - "отрицающей старое и надоевшее" - не всем старое успело настолько основательно надоесть.
Некоторым наоборот - остро не хватило дозы.
Кэтрин Трэмелл конечно на пике блистательной убийственно-писательской карьеры, где-то в Калифорнии может носить маленькое белое платье и шёлковый белый шарф от "Hermes" - но этажами ниже население почти болезненно нуждалось в розовом и в оборках как антидоте от унижений и голода последних, не очень удачных лет строительства коммунизма.
Поэтому - ещё пять лет "пролетели незаметно" в розовых облаках (а так же "Вэ-Симпс-ооон!").
Есть ещё одна причина такого долгого и блистательного во всех смыслах царствования 80х.
1980е годы и первая половина 1990х - это расцвет США - как экономический, так, в первую очередь и идеологический.
Европа добровольно ушла на второй план в диктате идеи: "Именно мы знаем, как жить Правильно."
С 1950х за статус Царя Горы бились две ядерные державы - США и СССР.
Но пиар отдел был лучше у Америки.
Плюс, аристократия и буржуазия всего мира буквально от родителей унаследовала буквально ужас перед возможностью социалистической революции - когда внезапно выжившие Самые Главные Люди Державы бегут из своей страны, со своих земель, от своих заводов-газет-пароходов с тем, что буквально успели взять с собой.
Счета в банках аннулированы в пользу их бывших рабочих и крестьян и какого-то "нового, социалистического правительства".
И не все смогли выйти из этого ада живыми.
Старой Европе показалось, что Соединённые Штаты Америки смогут быть щитом и гарантом от настолько страшной угрозы.
Поэтому Америка начала диктовать свои идеи без тени сомнений и стеснения.
Без полноценного анализа данных, долгосрочного планирования, стратегии и рефлексии.
* 2020е начало - мы живём в последствиях такой небрежности всех со всеми.
А внутри самой Америки на волне идеологической и экономической эйфории и на волне людоедских законов бизнеса набирала обороты культура потребления и "сверхбыстрая мода" - диктат "острой необходимости" обновлять гардероб, машину, технику и интерьер как можно, как можно чаще.
Культ ритуальных праздников - от торта конкретных цветов на дни рождения совсем маленьких детей - например на второй день рождения девочки торт и шарики должны быть мятно-розовых цветов.
Культ оборота "каждая девочка хочет быть принцессой" - тысячи километров оборок на детские платья, платья для дня рождения, платья к первому причастию, выпускные и свадебные платья, платья подружек невесты - эта шутка в конце 1990х в "Бойцовском клубе" имеет несколько десятилетий предыстории - их правда стало можно купить "за доллар".
И всё это конечно "можно надеть только один раз".
Но даже вечерние платья в Старой Европе в настоящем Высшем Свете - семьи допущенные к королевским дворам - в соответствии с устоявшимся этикетом можно было надевать три раза, после чего в них можно было принимать гостей дома.
Я же начинала о стиле (при чём тут политика?).
О направлении ро-ман-тик 1980х.
Оборки.
Оборки и пастель.
Можно разделить ещё на два направления.
Даже нужно, иначе совместный визуальный ряд будет несколько невыносим даже для обученного моде внимания.
Романтик - как натуральные ткани, пастельные оттенки, пушистые свитера, полоски и цветочные принты.
И романтик - как праздничные и вечерние наряды - всё тоже самое, но из "ламе"- "парча с шитьём металлическими нитями по основе, изготовленной обычно из синтетических или искусственных волокон".
И второе направление требует конечно отдельного повествования.
Иконой стиля безусловно была принцесса Диана с момента своей свадьбы с тогда ещё наследным принцем Чарльзом в 1981 году и до самой своей смерти в августе 1997 года. По её фотографиям у меня сложилось впечатление, что именно в романтик она с удовольствием окуналась всякий раз, когда строжайший этикет британского королевского двора позволял отступить от жёсткого дресс-кода.
Эти же годы - годы победоносного шествия американской компании "Mattel" - "все девочки хотят барби" (иронично, в сторону - это потому что Bratz ещё не выпускают, до Bratz ещё почти десять лет).
В бывшем социалистическом лагере куклу-барби хотелось особенно сильно, потому что даже у очень маленькой девочки из очень хорошей, классической, правильной семьи есть и другие инстинкты кроме "материнского" и игра в "пеленаем пупса" - большинству надоедает уже в пять лет.
* Я в неё вообще никогда не играла. Мне нравилось играть в "семью", "приключения" - как у героев хороших детских книг и в "путешествия".
Капиталистическому лагерю хотелось продолжать играть в богатую, сытую, состоятельную жизнь с оформленными воздушными шарами детскими праздниками и взрослыми вечеринками с коктейлями-с-зонтиками
Бывшему социалистическому буквально хотелось попробовать новые социальные роли - это один из основных двигателей всего в современном обществе - экономики в том числе.
Взрослые играли в вещи и вещицы 1/1, у деток появился формат 1/6.
Романтическое направление 80х, а особенно после 1991го года - было квинтэссенцией веры в мирную жизнь - страшный монстр СССР пал - теперь всё будет только хорошо.
Безудержная радость как на подиумах Высокой Моды, так и в каталогах, по которым можно всё-что-угодно заказать по почте.
Роскошные белые блузы с каскадами оборок.
Блузы "кармен" с выразительно открытыми плечами.
Многоярусные юбки, яркие цветочные принты.
Тонкое плиссе, красивые драпировки по французской системе кроя не только на вечерних платьях, но и на одежде для вечеринок в саду.
Задорное мини для юных и молодых.
Рукава "фонариком" из народных костюмов Центральной Европы.
Крупные цветы из шёлка для свадебных и праздничных нарядов (я их умею со школы, где-то лежит набор бесценных тогда "булек").
Яркая, выразительная бижутерия, крошечные сумочки на длинных ремешках.
Розы- цветок эпохи роза, целый розовый сад всех сортов.
Пастельные оттенки цветущих садов, неожиданно яркая пастель похожая на десерты.
Очень много белого цвета.
Больше белого - только розового всех оттенков, кроме тревожного, который придёт только накануне XXI несколько менее безмятежного века.
Спасибо за просмотр, продолжение следует.
Лайк, если статья была полезной или интересной.
P.S.
Свитера 1980х и их предыстория в ХХ веке.