Найти тему
Посмотрено

Основано на реальных событиях

Оглавление

Реальная жизнь полна загадочных, ярких, эмоциональных историй не меньше, чем фантазия писателей. И самые интересные достойны воплощения на экране. Но здесь может быть два варианта. Первый — документалистика, беспристрастно (ну почти), фиксирующая либо событие здесь и сейчас, либо свидетельские показания и данные постфактум, выстраивая общую картину по кусочкам. Второй — художественный фильм, изменяющий деталям и точности в угоду наиболее драматичной и эмоциональной передачи сути истории.

Как же получается лучше?

Человек на проволоке / Man on Wire, 2007

[док] реж. Джеймс Марш

Прогулка / The Walk, 2015

[худ] реж. Роберт Земекис

История амбициозного канатоходца Филиппа Пети, который осуществил давнюю мечту, преодолев расстояние между башнями близнецами, пройдя по тросу с одной крыши на другую, чем и прославился на весь мир.

Пети рассказал о своих достижениях в книге "Достать до облаков" ("To Reach the Clouds"), вышедшей в 2002 году. На её основе сначала Джеймс Марш в 2007 создал документальный фильм “Человек на проволоке”, собрав архивные фото и видео, рассказы друзей и подельников Пети, а также невольных свидетелей. А в 2015 Роберт Земекис снял художественную адаптацию, почти не отходя от реальных событий.

Кадр из фильма "Прогулка" / "The Walk", 2015
Кадр из фильма "Прогулка" / "The Walk", 2015

Оба фильма получились напряжёнными, динамичными, эмоциональными и вдохновляющими. А так как всё предприятие было нелегальным (забраться на крыши всемирного торгового центра, натягивать между ними тросы и т.д.) и в связи с этим требовало тщательной подготовки и хитрого плана — вся история тянет на новую часть “друзей Оушена”. Не зря это событие осталось в истории как “художественное преступление века”.

Кадр из фильма "Человек на проволоке" / "Man on Wire", 2007
Кадр из фильма "Человек на проволоке" / "Man on Wire", 2007

Документальный фильм, помимо реальных съёмок, дополнен постановочными сценками. А сам Филипп Пети очень харизматичный и артистичный человек, который вполне может посоревноваться в обаянии с Джозефом Гордоном-Левиттом, сыгравшим его в фильме Земекиса. Поэтому мне сложно здесь порекомендовать посмотреть что-то одно. Хотя реальные записи, в данном случае, возможно всё-таки ценнее и немного более захватывающие, чем нарисованные спецэффекты.

Охотники на лис / Team Foxcatcher, 2016

[док] реж. Джон Гринхалг

Охотник на лис / Foxcatcher, 2014

[худ] реж. Беннетт Миллер
-4

Трагическая история об эксцентричном и параноидальном мультимиллионере Джоне Дюпоне, возомнившем себя тренером по борьбе, и спортсменах, которых он взял под своё крыло.

Единственная пара из списка, где документалка вышла уже после того, как прославился художественный фильм, собрав кучу номинаций на “Оскар” и “Золотой глобус”.

Меня больше впечатлил художественный фильм Миллера. Возможно, потому что я увидела его первым и впервые узнала всю историю именно из него. Стоит также учитывать и мощный актёрский состав, включающий Марка Руффало, Ченнинга Татума и Стива Карелла, сыгравшего, пожалуй, свою лучшую роль в карьере — Джона Дюпона. А смотря документальные кадры с настоящим Дюпоном в очередной раз убеждаешься, как круто справился со своей задачей Карелл.

Джон Дюпон и Стив Карелл
Джон Дюпон и Стив Карелл

Однако если художественный фильм сосредоточен на основных событиях и времени пребывания в поместье, где всё и произошло, документальный даёт куда более широкую картину, пытаясь найти предпосылки и дать контекст, начиная копать аж с самого детства Дюпона.

Существенным отличием стало и присутствие в фильмах Марка Шульца — брата одного из основных участников событий Дэйва Шульца. Марк участвовал в создании художественного фильма в качестве консультанта, а его герой, сыгранный Татумом, является одним из главных героев и ключевых персонажей. Реакция Марка Шульца на уже готовый фильм после выхода неоднозначная. Сначала он принял картину в штыки, обвиняя режиссёра в том, что тот опорочил его имя. Затем же извинился и расхваливал картину.

Кадр из фильма "Охотник на лис" / "Foxcatcher", 2014
Кадр из фильма "Охотник на лис" / "Foxcatcher", 2014

В документальном же фильме Марк вовсе не появляется, и даже не упоминается. Дело в том, что в реальности он никогда не был свидетелем основных событий, никогда не тренировался в печально известном поместье в одно время с братом и, по сути, имел весьма косвенное отношение к происходящему.

Оба фильма получились сильными. Но они решают слишком разные задачи. Если вам важно услышать о событиях из первых уст и увидеть более полную историю, то обратите внимание на документальных “Охотников на лис”. Если же вы хотите посмотреть насыщенную драматическую картину с прекрасными актёрами, которая слишком смело перекраивает реальную историю, смело включайте художественный фильм Миллера и помните, что он лишь основан на реальных событиях.

Citizenfour: Правда Сноудена / Citizenfour, 2014

[док] реж. Лора Пойтрас

Сноуден / Snowden, 2016

[худ] реж. Оливер Стоун
-7

Думаю, многие из вас слышали об Эдварде Сноудене — бывшем сотруднике ЦРУ, раскрывшем информацию об инструментах нелегальной скрытой слежки в руках правительственных органов.

“Citizenfour” — это не только хождение по следам уже прошедших событий, но и захват кульминационных моментов непосредственно на камеру здесь и сейчас. Журналисты приезжают на первую встречу с таинственным разоблачителем, а зритель становится непосредственным свидетелем, прячась со Сноуденом в одном номере и следуя за ним по пятам.

Фильм заслуженно получил “Оскар” в номинации “Лучший документальный фильм”. Он поражает и оставляет сильное впечатление. Осторожно: может привести к паранойе.

Эдвард Сноуден в фильме "Citizenfour", 2014
Эдвард Сноуден в фильме "Citizenfour", 2014

Двумя годами позже вышел художественный фильм Оливера Стоуна, основанный на двух книгах о Сноудене и, собственно, документальном фильме, периодически переснимая точь-в-точь сцены интервью из него. Несмотря на возможность использования всех художественных выразительных средств, фильм Стоуна на порядок проигрывает документальным кадрам “Citizenfour” по напряжению и драматизму. Каким крутым получился “Citizenfour”, таким же провальным, на мой взгляд, оказался “Сноуден” Стоуна.

В главной роли здесь вновь, как и в “Прогулке”, Джозеф Гордон-Левитт. Но роль харизматичного канатоходца Филиппа Пети подошла ему всё-таки намного лучше сдержанного Сноудена.

Джозеф Гордон-Левитт в роли Эдварда Сноудена
Джозеф Гордон-Левитт в роли Эдварда Сноудена

Этот пример показывает, как реальная жизнь и настоящие документальные съёмки могут поражать и впечатлять не меньше, а иногда даже сильнее, художественных фильмов с большими бюджетами. Так что если вы ещё не являетесь фанатом документалок, считайте это знаком, что пора обратить на них внимание.