Найти в Дзене

Программа "Артемида" — новый план США по возвращению на Луну

Прошло уже почти 50 лет с того момента, как человек в последний раз побывал на Луне: 14 декабря 1972 года "Аполлон-17" оторвался от лунной поверхности и направился на Землю. С тех пор никто на нашем спутнике не только не высаживался, но даже и не отправлялся в его облет... Но вот в марте 2019 президент США Дональд Трамп объявил о начале новой лунной программы, задачей которой является возвращение американских астронавтов на Луну в течение ближайших 5 лет. Данная программа получила название "Артемида", названной так в честь греческой богини охоты и сестры Аполлона. Чувствуете связь? Особенностью данной программы является то, что все задачи по проектным и строительным работам будут возложены на частные космические компании: SpaceX, Blue Origin, Boeing, Lockheed Martin и другие. Также примечателен тот факт, что проект будет международным: помимо НАСА известно об участии ESА (Европейское космическое агенство), JAXA (Япония), CSA (Канада) и ASA (Австралия). Также, возможно участие Роскосмо
Оглавление

Прошло уже почти 50 лет с того момента, как человек в последний раз побывал на Луне: 14 декабря 1972 года "Аполлон-17" оторвался от лунной поверхности и направился на Землю. С тех пор никто на нашем спутнике не только не высаживался, но даже и не отправлялся в его облет...

Но вот в марте 2019 президент США Дональд Трамп объявил о начале новой лунной программы, задачей которой является возвращение американских астронавтов на Луну в течение ближайших 5 лет. Данная программа получила название "Артемида", названной так в честь греческой богини охоты и сестры Аполлона. Чувствуете связь?

Логотип программы "Артемида". Источник: Яндекс.Картинки
Логотип программы "Артемида". Источник: Яндекс.Картинки

Особенностью данной программы является то, что все задачи по проектным и строительным работам будут возложены на частные космические компании: SpaceX, Blue Origin, Boeing, Lockheed Martin и другие. Также примечателен тот факт, что проект будет международным: помимо НАСА известно об участии ESА (Европейское космическое агенство), JAXA (Япония), CSA (Канада) и ASA (Австралия). Также, возможно участие Роскосмоса в работах по созданию космических кораблей, но пока никаких четких договоренностей нет.

Лунная орбитальная платформа и прибывающий КК Орион в представлении художника. Источник: Яндекс.Картинки
Лунная орбитальная платформа и прибывающий КК Орион в представлении художника. Источник: Яндекс.Картинки

Лунная станция

Проект предусматривает строительство и выведение на окололунную орбиту специальной станции, которая будет называться Gateway. Она будет напоминать уже существующую МКС, но ее цели будут отличаться: главная задача станции — обеспечивать пересадку астронавтов с прибывающих космических кораблей с Земли на посадочный лунный модуль. Будут и жилые модули, но ограниченным сроком пребывания в них.

Также в составе станции будут электродвигательный модуль, модуль снабжения, шлюзовой модуль и еще несколько малых модулей различного назначения.

Предварительная схема станции Gateway. Как видно, один из элементов должен подготовить Роскосмос. Источник: Яндекс.Картинки
Предварительная схема станции Gateway. Как видно, один из элементов должен подготовить Роскосмос. Источник: Яндекс.Картинки

В настоящий момент планируется, что станция сможет обеспечить работу 3-4 членов экипажа на срок от 30 до 60-90 суток. Располагаться она будет на расстоянии от 3000 до 70 000 км от поверхности Луны. Один оборот вокруг спутника будет занимать около 7 дней. Посадка астронавтов на поверхность будет производиться с помощью специального посадочного модуля.

Космический корабль

Пока что главным кандидатом на эту роль является КК (космический корабль) "Орион", разработанный совместными усилиями компаний "Локхид Мартин" и "Airbus Defence and Space".

Диаметр корабля "Орион" — 5,3 метра (16,5 футов), масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 1,5 раза больше, чем у "Аполлона". Объём кабины корабля Orion около 9 м³. И это не общий объём герметичной конструкции, а именно пространство, свободное от оборудования, компьютеров, кресел и другой «начинки». Также корабль будет оборудован туалетом, что тоже немаловажно.

Форма корабля в целом повторяет форму "Аполлонов", но при его проектировании и строительстве используются новейшие технологии в компьютерной технике, электронике, технологии систем жизнеобеспечения, а также в технологии теплозащитных систем. Его коническая форма будет самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю. Корабль будет иметь возможность стыковаться с российскими аппаратами, в том числе, с "Орлом" (это который "Федерация").

Корабль уже прошел несколько испытаний, в частности, были проверены системы спасения, а также выполнен беспилотный запуск с помощью знаменитой ракеты Delta IV Heavy.

Предполагается, что корабль будет многоразовым.

"Орион", рисунок НАСА. Источник: Яндекс.Картинки
"Орион", рисунок НАСА. Источник: Яндекс.Картинки

Ракета-носитель

По планам НАСА, ведущей ракетой должна стать в данный момент разрабатываемая сверхтяжелая SLS (Space Launch System). Ее технологии опираются на нереализованную ракету "Арес-5", которую готовили в рамках программы "Созвездие" (проект закрыт Бараком Обамой в 2010 году). Также используются наработки и результаты, полученные в ходе программы Space Shuttle. Планируется, что SLS сможет выводить 95 тонн груза на опорную орбиту. Дальнейшее развитие конструкции ракеты-носителя должно обеспечить увеличение грузоподъёмности до 130 тонн. Предполагается, что на момент первого запуска РН SLS станет самой мощной из находящихся в эксплуатации.

В данный момент у SLS проблемы с финансированием, что вызывает новые задержки: первый беспилотный запуск был сдвинут на 2019, затем на 2020, а теперь и на 2021 год. Первая пилотируемая миссия отложена до 2023 года. Конкретные планы после 2019 года в настоящее время очень расплывчаты и частично противоречивы.

Проект SLS. Источник: Яндекс.Картинки
Проект SLS. Источник: Яндекс.Картинки

В связи с этим существует вполне реальная возможность использования уже 2 раза летавшей РН Falcon Heavy от SpaceX. Также компания Илона Маска сейчас разрабатывает Starship, которая на момент готовности станет самой мощной и тяжелой ракетой в истории, даже с учетом SLS. Успеет ли SpaceX построить и испытать его до первой миссии, которая получила название "Artemis-1", — большой вопрос.

Также есть вариант с компанией Джеффа Безоса Blue Origin. Сейчас они разрабатывают тяжелую многоразовую ракету-носитель New Glenn.

Ракета-носитель New Glenn от Blue Origin. Источник: Яндекс.Картинки
Ракета-носитель New Glenn от Blue Origin. Источник: Яндекс.Картинки

В заключение...

НАСА серьезно настроено вернуть себе пальму первенства в космосе и возвратить человека на Луну, спустя 50 лет. Теперь же, как мне кажется, им будет полегче, ведь на помощь придут агентства ведущих космических держав, а также, что более важно, частные космические компании, с которыми НАСА будет заключать контракты на проектирование и строительство всех необходимых элементов программы "Артемида". Лично я очень жду старта первой ее миссии и желаю НАСА удачи в осуществлении своих планов. Ведь это не будет чисто американским достижением — успеха добьется весь мир.

Благодарю за прочтение! Подписывайтесь, оценивайте, комментируйте! До встречи!

Обязательно ознакомьтесь:

Были ли американцы на Луне? Разбираем факты
Как Илон Маск собирается колонизировать Марс?
Терраформирование Марса — наш единственный путь к его колонизации