Найти тему

Коронавирус трясет мировую авиацию

The International Air Transport Association (IATA) director-general Alexandre de Juniac
The International Air Transport Association (IATA) director-general Alexandre de Juniac

В соответствии с девизом «Будьте сильными. Мы преодолеем этот кризис и сохраним связь с миром», - генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жюниак не хотел показаться слишком пессимистичным, когда в начале этого месяца информировал СМИ о перспективах восстановления отрасли. Тем не менее, его сообщение было мрачным. «Этот кризис может иметь очень долгую неопределенность. Пассажиры говорят нам, что потребуется время, прежде чем они вернутся к своим старым привычкам путешествовать. Многие авиакомпании не планируют возврата к уровням 2019 года до 2023 или 2024 года», - предупредил он, поделившись результатами опроса туристов и бизнесменов в 11 странах, проведенного в феврале, апреле и июне от имени ИАТА. 84% пассажиров, опрошенных в июне, боятся путешествовать до тех пор, пока не будет сдержан Covid-19, по сравнению с 74% в феврале, и только 45 процентов сказали, что они будут путешествовать снова в первые месяцы после того, как пандемия утихнет. В начале апреля 61% говорили, что будут это делать сразу по окончанию ограничений. Около двух третей видят меньше путешествий в будущем - будь то в отпуске, в гостях у друзей/родственников или по делам.

Исследования, предоставленные глобальным консультантом ICF, подтверждают выводы IATA. Проведенные в конце марта/начале апреля и в конце мая/начале июня исследования участников и путешественников из авиационного сектора со всего мира показывают, что взгляды на восстановление стали заметно более пессимистичными. Заинтересованные стороны отрасли ожидают гораздо более медленного восстановления до докризисных уровней активности. Если в конце марта/начале апреля наиболее ожидаемое время для восстановления оценивалось от 6 до 12 месяцев, то в конце мая/начале июня большинство респондентов (56%) указали, что срок восстановления составит более двух лет. В этой категории 28% респондентов ответили в течение двух-трех лет, 24% ответили в течение трех-четырех лет, а 4% ожидали, что восстановление займет более четырех лет. Что касается потребителей, независимо от местоположения или причин перелетов, почти все (95 процентов) выразили свое отношение к путешествиям после пандемии Covid-19. «Очевидно, что путь к выздоровлению не будет гладким или быстрым», - заключили консультанты ICF.

Худший год в истории авиации

Наверняка 2020 год станет финансово мрачным для авиакомпаний, поскольку пандемия и связанные с ней ограничения и запреты на поездки, закрытие границ и карантин резко прерывают десятилетие устойчивой прибыльности. В глобальном масштабе авиакомпании могут потерять до 84,3 млрд. долларов в этом году при отрицательной прибыли в 20,1 процента, согласно последнему прогнозу IATA, опубликованному в начале июня. ИАТА ожидает, что доходы упадут на 50%, с 838 млрд. долларов в 2019 году до 419 млрд. долларов в этом году. Доходы от пассажирских перевозок, вероятно, упадут до 241 миллиарда долларов, примерно на треть от уровня прошлого года. Число пассажиров уменьшится примерно вдвое до 2,25 млрд., Что примерно равно уровню 2006 года, что будет означать средний чистый убыток в размере 37,54 долл. США на пассажира. В разгар финансового кризиса в 2008 году операторы понесли средние убытки в размере 10,49 долл. США на пассажира. «В финансовом отношении 2020 год станет самым худшим годом в истории авиации», - отметил де Жуниак. «В среднем каждый день этого года будет приносить убытки для отрасли в размере 230 миллионов долларов».

Европа поддерживает ломаный подход к ограничениям на поездки

Несколько стран, регионов или городов, которые преодолели первый пик эпидемии и ослабили локализации и теперь наблюдают рост новых инфекций, начали восстанавливать ограничения или карантин. В Европе ситуация меняется почти ежедневно, так как каждое правительство применяет свои собственные правила для поездок в и из стран, не входящих в ЕС, а также внутри блока, нанося ущерб расписанию авиакомпаний, поскольку они выводят «припаркованные» самолеты и восстанавливают сети. «Это фактически привело к созданию лоскутной системы ограничений на поездки и пограничного контроля по всей Европе, которая может оставаться в силе в течение нескольких недель или месяцев», - сетуют в совместном заявлении авиакомпании Airlines for Europe и ACI Europe. «В результате очень мало ясности и значительная неопределенность относительно того, куда граждане могут путешествовать», - заявили европейские торговые группы авиакомпаний и аэропортов.

Для Томаса Рейнарта, управляющего директора Airlines for Europe, ситуация «также создает неравномерное игровое поле в Европе в то время, когда наш сектор все еще борется за выживание». ИАТА прогнозирует, что европейские авиакомпании потеряют 21,5 млрд. долл. США в 2020 году и будут в тройке наиболее пострадавших регионов мира. Согласно прогнозу IATA, спрос на перелеты снизится более чем вдвое.

Данные Евроконтроля показывают, что 13 июля в европейской сети было выполнено 13378 рейсов, что соответствует примерно 37А% от уровня 2019 года, это – приятное увеличение на 4679 рейсов, которые были выполнены месяцем ранее. Ryanair, которая сняла с полетов до 98% своего парка, восстановила свое лидерство до появления коронавируса и выполнила 1006 рейсов. Три недорогих перевозчика входят в пятерку лидеров по объему перевозок: Ryanair, Wizz Air и EasyJet. Только одна авиакомпания из ЕС, Lufthansa, входит в первую пятерку, несмотря на то, что большинство ведущих авиакомпаний этого блока - Air France, Austrian Airlines, airBaltic, Finnair, KLM, SAS и TAP Air Portugal - получили щедрые пакеты финансовой поддержки от своих правительства.

Щедрая государственная помощь, но не всем

Анализ IATA показывает, что государственная помощь, предоставленная авиакомпаниям в связи с Covid-19, к началу июня превысила 120 миллиардов долларов. Однако не все правительства, в основном в Азии, Латинской Америке и Африке, продемонстрировали готовность или способность поддерживать свои авиакомпании таким же образом. «Несколько авиакомпаний уже вошли в процедуру банкротства или внешнего управления с начала пандемии, в том числе Aeromexico, Air Mauritius, Avianca, южноафриканский Comair, LATAM Airlines, Thai Airways и Virgin Australia. При всех  обстоятельствах главной причиной было отсутствие финансовой поддержки со стороны их правительств», - отметил Брендан Соби, основатель сингапурской независимой консалтинговой и аналитической фирмы Sobie Aviation. Он добавил, что ожидает, что все семь успешно выйдут из банкротства или внешнего управления и выживут после реструктуризации.

Несколько других авиакомпаний полностью прекратили свою деятельность и находятся в процессе ликвидации - австрийская Level Europe и дочерняя авиакомпания Level France, немецкая SunExpress Deutschland и таиландская NokScoot, - но они были небольшими дочерними компаниями гораздо более крупных материнских, которые продолжают работать, - рассказал Соби AIN.

Он предупредил, что несколько азиатских бюджетных авиакомпаний может рисоединиться к NokScoot, в том числе некоторые из девяти авиакомпаний, работающих под брендом AirAsia. «Независимые лоукостеры в Азии в настоящее время находятся в невыгодном положении, поскольку до сих пор пакеты помощи от правительств стран Азии получали только авиакомпании с полным спектром услуг», - заявил Соби, добавив, что правительства пока еще могут вмешаться в дела бюджетных компаний. Например, AirAsia рассчитывает получить гарантии по государственным кредитам в Малайзии и на Филиппинах, помогая поддержать общую реструктуризацию, которая также включает запланированную продажу акций и пересмотренные соглашения о лизинге самолетов.

Согласно прогнозам ИАТА, авиакомпании в Азиатско-Тихоокеанском регионе сильнее других пострадают от коронавирусного кризиса и ожидается, что их потери к 2020 году составят 29 миллиардов долларов. Ассоциация ожидает, что спрос на пассажиров в Азиатско-Тихоокеанском регионе сократится на 53,8% в в течение года.

Источник: Aviation International News

Перевод: Авиация. Бизнес-обозрение