Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Электровоз 2ЭС10. Гранит

Электровоз 2ЭС10 «Гранит» - грузовой двухсекционный электровоз постоянного тока, локомотив способен вести поезд массой 9000 тонн на участках с равнинным профилем и поезд массой 6300 тонн на участках с горным профилем. Конструкционная скорость электровоза составляет 120 км/ч.

2ЭС10-002, фото из архива Яндекс.картинки
2ЭС10-002, фото из архива Яндекс.картинки

Электровоз 2ЭС10 «Гранит» был создан при участии немецкой фирмы «Сименс». Сборка первого электровоза стартовала 28 июля 2010 года. А уже 10 ноября 2010 года опытный образец был представлен В.В. Путину (на тот момент председатель правительства).

В ходе разработки электровоза 2ЭС10 внедрено 60 % инженерных решений, ранее не применявшихся в российском локомотивостроении. Реализация высоких значений мощности и силы тяги были обеспечены за счет применения интегрированного асинхронного тягового привода с поосным регулированием момента на основе тяговых преобразователей с транзисторными модулями IGBT от немецкого концерна «Сименс». Асинхронный тяговый привод требует меньших затрат при эксплуатации. При разработке «Гранита» были использованы новейшие на тот момент наработки фирмы «Сименс» в области электропривода: блок вспомогательных трансформаторов, дроссель сетевого фильтра, установка охлаждения, тяговый преобразователь и двигатель, интегрированный редуктор. Микропроцессорная система управления включает в себя функции автоведения, диагностики, передачи данных по каналам технологической радиосвязи, регистрации параметров, позиционирования GPS/ГЛОНАСС. Использовано опорно-осевое подвешивание тяговых двигателей. Для безопасности движения используется система БЛОК. В сравнении с коллекторными локомотивами на 8-10 процентов снижен удельный расход электроэнергии на тягу поезда. Срок службы локомотива 40 лет.

Электровоз 2ЭС10-049, фото с сайта https://dvizhenie24.ru
Электровоз 2ЭС10-049, фото с сайта https://dvizhenie24.ru

В марте 2011 года первый «Гранит» успешно прошел опытную поездка на Свердловской железной дороге. В апреле 2011 года «Гранит» провел состав весом 7000 тонн от Екатеринбурга-Сортировочного до Первоуральска, в августе 2011 года электровоз 2ЭС10 провел состав из 100 вагонов через участок с тяжелым горным профилем Екатеринбург – Пермь – Балезино.

Локомотив может дополнительно работать по системе многих единиц, а также предусмотрена автономная работа одной секции. Для вождения поездов повышенной массы на участках с особо тяжелым профилем разработана бустерная секция, которая вцепляется между секциями локомотива.

На июнь 2020 года изготовлено 169 электровозов 2ЭС10. Из них 49 машин с бустерной секцией. Два локомотива данной серии были переданы Кировскому филиалу АО «Апатит».

Электровоз 2ЭС10-167 с новой унифицированной кабиной, фото СТМ
Электровоз 2ЭС10-167 с новой унифицированной кабиной, фото СТМ

В мае 2020 года был изготовлен электровоз 2ЭС10-167 с новой унифицированной кабиной, разработанной при участии НПО «Горизонт». Существенные изменения были внесены в экстерьер и интерьер кабины. Помимо того установлены дополнительные камеры видеонаблюдения, новая цифровая радиостанция, улучшен пульт машиниста. Указанные кабины планируется устанавливать также на электровозы серии 2ЭС7.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Единственный отечественный односекционный грузовой электровоз, выпускающийся с 2000-х годов

Тула-Орел-Ливны-Орел-Тула-2011. Архивные ж./д. фото

Железнодорожные сюжеты-2019. Часть 3

-4