Надежным экипажем профессионалов называет начальник карьера ОАО «Липецкий карьер «Стройматериал» Владимир Перженко машинистов экскаватора Сергея Проскурина и Геннадия Булгакова, чей производственный «дуэт» на ЭКГ-5А сложился десять лет назад.
Совсем не «легковушка»
Внешний вид карьерного экскаватора этой гусеничной модели, на котором они работают, впечатляет массой почти в 200 тонн, шириной гусениц – более одного метра, 10-метровым выносом стрелы, грузоподъемностью ковша более 5 кубометров насыпной породы.
Если встать рядом с гусеничным траком, то до кабины не дотянешься. Очевидно, работа на такой строительной технике сопряжена с высокой степенью риска и большой ответственностью. Машинисты экскаватора Сергей Проскурин и Геннадий Булгаков не имеют права ошибаться, отлично знают правила техники безопасности, умеют визуально определять расстояние с высокой точностью и обладают хорошей реакцией, чтобы в любой ситуации моментально принять единственно правильное решение.
В разговоре они подчеркнули: главное качество для машиниста экскаватора – внимательность. При работе надо учитывать не только погодные условия, но и смотреть за всем, что происходит в карьере, так что надо «крутить головой». При этом отмечают: отношение к технике тоже должно быть особенным. Два человека, работающие на одном экскаваторе, – команда. Каждый следит за его техсостоянием, порядком на рабочем месте, каждый старается работать на командный зачет.
Продолжил семейную династию
Сергей Проскурин работает в карьере уже 16-й год. Он родился и вырос в Новой Деревне. Хотел быть водителем и после окончания Новодеревенской школы поступил в Липецкий лицей №12 учиться на автослесаря. Получив диплом, был призван в армию. Демобилизовался в декабре 2004 года, а после новогодних праздников по совету дедушки Ивана Андреевича Проскурина, всю жизнь работавшего машинистом экскаватора, начал трудовую биографию рядом с ним, в карьере. О чем никогда не пожалел.
– Моя работа – моя жизнь, – говорит Сергей Проскурин. – Я здесь все знаю, все умею, чувствую себя как «рыба в воде». К тому же, карьер недалеко от дома и условия хорошие. Стабильная зарплата, полный соцпакет. А это очень важно, ведь в семье растут две дочери.
Когда знаешь, что главное – внимательность и осмотрительность, соблюдаешь все правила и технический режим, то действуешь четко, и работа идет как по маслу. Главное – желание, если хочешь научиться управлять такой машиной. А у меня такое желание сразу было. Я работал сначала помощником машиниста экскаватора без права погрузки. Затем предприятие направило меня на курсы. Дедушка, с которым я проработал года три, передавал мне свой опыт: как равномерно распределять грунт по кузову загружаемой автомашины, следить за состоянием техники, правильно передвигаться по карьеру. Когда он ушел на заслуженный отдых, я сам оказался в роли наставника.
За два года в экипаже поменялось несколько помощников. Такова наша профессия, что не каждому она по плечу. И я был рад, когда пришел Геннадий Булгаков – машинист экскаватора с большим опытом, и надежный, ответственный товарищ.
Сменил уголь на песок
Геннадий Михайлович Булгаков родом из Алтайского края. После 8 классов поступил в Экибастузское профтехучилище учиться на машиниста экскаватора. На выбор профессии повлиял муж сестры, который работал экскаваторщиком на добыче угля. В 1975 году Геннадий Михайлович начал трудовую карьеру помощником машиниста экскаватора на угольном разрезе «Богатырь». Но недолго. Отправился служить в армию ремонтником в бронетанковых войсках, дислоцировавшихся в Забайкалье.
После демобилизации вернулся в ставший родным коллектив и до 2005 года на ковшовом экскаваторе ЭКГ-4У нарезал новые уступы в угольном разрезе, грузил антрацитовое топливо в железнодорожные вагоны. Параллельно в течение 10 лет возглавлял бригаду экскаваторщиков.
Когда Советский Союз распался, семья задумалась о переезде на историческую родину, благо дочки-двойняшки Оля и Лена выросли, получили высшее образование, подарили родителям двух внуков и внучку. Липецкий край супругам пришелся по душе. Купили в областном центре квартиру.
Жена Людмила – учитель начальных классов – сразу нашла работу в городской школе, а Геннадия Михайловича – опытного машиниста экскаватора – приняли в «Стагдок». Но в 2008 году он попал под сокращение штатов, поэтому почти два года пришлось «крутить баранку» автомобиля. Но ему это было не по душе, и он обратился в городской центр занятости населения, откуда его и направили в Липецкий карьер «Стройматериал», где приняли классного специалиста в экипаж Сергея Проскурина.
– Каждая наша смена начинается с инструктажа и определения задач, – рассказывает о трудовых буднях Геннадий Михайлович. – Затем мы обязательно осматриваем экскаватор, проверяем возможные места возникновения проблем. Мелкие недочеты сразу устраняем, ведь из-за незапланированной остановки будут простаивать автомашины в карьере, строители на объектах. И мы стараемся их не подводить. Для ремонта всегда используем любое «окно». Полгода назад поменяли ковш, потому что металл старого истерся до дырок. Работаем с Сергеем одной командой, не считая, кто больше или меньше сделал. А это очень важно, когда понимаешь друг друга с полуслова, полувзгляда…
Вот такой он, надежный экипаж карьера – это люди, для которых важны общая цель и высокие результаты. Им по душе быть частью масштабного и нужного дела, а семьям – опорой.