Найти тему

Книжные саундтреки - это возможно?

Оглавление

У книг несомненно тоже есть саундтреки. Но может ли роман из слов, не оснащенный встроенными динамиками, исследовать бессловесные загадки музыки? Ведь писать роман о музыке, это всё равно что танцевать об архитектуре. Несколько моих самых любимых и изысканных «книжных» саундтреков собраны в этой статье.

Картинка взята в качестве иллюстрации с Яндекс.Картинки
Картинка взята в качестве иллюстрации с Яндекс.Картинки

Дэвид Митчелл «Литературный призрак»

Дэвид Митчелл не только неутомимый и сверхталантливый писатель, он еще и меломан, который время от времени вплетает в повествование весьма изысканную музыку.

В его дебютном романе один из героев работает в Токио в магазине виниловых пластинок и помешан на джазе. Вторая глава книги про этого героя начинается с трека «Мне и не приходило в голову» квартета Майлза Дэвиса – «тут и счастье, и отчаяние. Ювелирная работа сурдиной, звук трубы сфокусирован в один луч. Медная тарелка солнца спряталась за облаками».

Книга в некоторых местах изобилует подборкой шикарного джаза 60-х и 70-х годов, читать про который и слушать - не одно, а целых два удовольствия. Как слушать песню Артура Херцога в исполнении Билли Холидей из этого книжного саундтрека.

А совсем недавно Дэвид Митчелл анонсировал выход своего нового романа Утопия Авеню. Роман будет посвящен карьере британской музыкальной группы «Утопия Авеню», исполнявшей музыку в психоделическом жанре и которая реально существовала. По словам Митчелла, это произведение является сложным экспериментом.

Практически во всех книгах Митчелла музыка играет если не основную, то одну из главных ролей. Например, в его главном романе «Облачный атлас» основная музыкальная мелодия помогает главным героям в конце концов спасти человечество.

Кадзуо Исигуро «Ноктюрны»

Это сборник коротких рассказов великого английского японца Исигуро, представленный как «цикл историй» о музыке и музыкантах, вышел после публикации шести романов автора. Начинается с шикарного рассказа о кавер-гитаристе, который помогает известному певцу Тони Гарднеру спеть серенаду под окном его жене.

Герои много рассуждают о ретро-музыке и джазе от Чета Бейкера до Френка Синатры, и много поют. Конечно не послушав все песни, которые упоминаются в рассказе, читать его будет совершенно не интересно.

Абсолютно великолепный сборник, и все рассказы в нём заслуживают пристального прочтения и погружения - так что, обязательно прочтите.

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Про меломанство Харуки Мураками написано много. А моя любимая книга у этого автора повествует о параллельных вселенных жизни главного героя, где переплетаются мистика, юмор, много описаний приготовления еды и поглощения пива, и, конечно, музыка. Харуки Мураками слушает и любит множество музыки - от классики и джаза до японской попсы и рок-хитов 60-х. Соответственно, и герой «Страны чудес... » вечный меломан, вылавливающий лапшу из кастрюли под песни Боба Дилана.

Помимо своих романов и рассказов, Харуки Мураками известен и коллекцией из 40 000 джазовых пластинок. В его книгу Джазовые портреты вошли эссе о 55 исполнителях и виниловых дисках из его собрания. Эту короткую книгу можно прочитать за час, но можно растянуть удовольствие и на месяц, если послушать все треки, которые автор упоминает - от Чарли Паркера до Билли Холидей и других великих.

Герман Гессе «Степной волк»

Герой этого романа, Гарри Галлер (он же Степной волк) - 50-летний интеллектуал, писатель и знаток искусства - переживает внутренний кризис. Он с ужасом обнаруживает, что ни мудрейший Гёте, ни божественный Моцарт уже не приносят ему удовольствия и не могут служить ему якорем спасения. А от джазовой музыки - «лихорадочной, душной и назойливой, грубой и жаркой, как пар от сырого мяса» - его просто тошнит.

Герои книги периодически обсуждают джаз 1920-х годов, разбирают его по полочкам и сравнивают с классической музыкой. Гессе при этом проявил интуицию глубинной джазовой эстетики. Хотя в Европе середины 20-х годов негритянских ансамблей нью-орлеанского стиля он почти наверняка не слышал и не видел, а музыка многочисленных танцевальных оркестров Центральной Европы не имела с джазом почти ничего общего. 

Фокстрот «Валенсия» звучит на последнем для главного героя балу и обсуждается им с музыкантом Пабло. После этого с главным героем начинают происходит странные и сюрреалистические события.

А какие книжные саундтреки нравятся вам? Напишите в комментарии!

Ставьте лайк этому материалу и подписывайтесь на Радиосидр на Яндекс.Дзене, а также на мой телеграм канал.

Читайте также Гитарные соло, которые плавят мозг и Музыканты и песни протестов, о которых вы забыли