Спокойный интеллигентный профессор Преображенский в повести Булгакова «Собачье сердце» появляется в вихре революционной метели, завоевывая доверие бездомного пса Шарика сначала своим благородным внешним видом, а затем щедростью. Даже Шарику понятно, что Преображенский – гражданин, а не товарищ, господин умственного труда с лихими усами французских рыцарей и остроконечной бородкой. Золотые ободки глаз песьего благотворителя тоже вселяют доверие. Колбаса перекрывает страх Шарика перед тревожными запахами больницы и сигар, исходящих от профессора.
Вьюга отпевала в подворотне несчастного пса с обожженным боком, а профессор-избавитель замыслил преобразить жизнь Шарика.
Увлеченный идеями омоложения организма, профессор Преображенский в квартире на Пречистенке работает в семи комнатах, ведет прием, оперирует. Новая революционная власть вызывает у него не чувство протеста, а, пожалуй, недоумение: почему вместо работы пролетарии занимаются спевками, почему в парадной Калабуховского дома наступила разруха, куда исчез ковер с лестницы, почему нельзя оставлять калоши?
Прототипом Филиппа Филипповича является Самуил Абрамович Воронов, который делал экспериментальные операции по пересадке желез приматов человеку. «Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии обретали живость ума», «немолодые люди возвращали репродуктивные способности» - такие фантастические результаты описывали журналы начала XX века. На Французской Ривьере он рекламировал свои достижения, даже сделав пересадку желез себе. Воронов открыл обезьяний питомник, хотел вывести операции на поток. Так как через некоторое время у пациентов произошло ухудшение здоровья, Воронова объявили шарлатаном, это привело к его научному краху.
Французский врач Шарль Эдуард Броун-Секар в Париже на научном обществе докладывал об инновационном методе омоложения инъекциями вытяжки из семенников кроликов и собак. Доктор чувствовал себя бодро, показывал, как легко поднимается по лестницам, словно сбросил 30 лет. Но и этот эффект оказался кратковременным, Секар умер.
Дядя Булгакова Николай Михайлович Покровский – врач-гинеколог. Возможно, сдержанность, внутренняя сила, отношение к ученикам у профессора Преображенского именно от него.
В повести операция по пересадке гипофиза и желез от Клима Чугункина Шарику дала уникальный эффект очеловечивания. Внешне Шариков приобрел черты человеческого существа, он утратил шерсть, приобрел способность к прямохождению, речь. Но от Клима Чугункина благодарный пес приобрел скверный нрав, потребительскую философию жизни. Получился гомункул, преследующий кошек, ловящий зубами блох, нахальный, ленивый пьяница, превративший жизнь профессора и его окружения в кошмар.
«Ласка – единственный способ обращения с живым существом» не дает результатов в преображении Шарикова, зато пролетарские лозунги, внушенные ему Швондером, Полиграф Полиграфович ловко использует, чтобы получить работу, документы, жилплощадь.
Вместе с доктором Борменталем, верным учеником, профессор делает повторную операцию, признавая гибельность своего эксперимента. Природа сама путем эволюции создает гениев, а искусственным путем нельзя изменить внутреннюю природу личности.
Филипп Филиппович с чувством собственного достоинства общается с домкомом Швондером и назойливыми посетителями своей квартиры:
- То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком. Шарик и сейчас существует, и его никто решительно не убивал.
Булгаков проводит профессора через серьезное нравственное испытание: ученый признает, что в Божьи замыслы человеку грешно вмешиваться.
Как вы считаете, старейший принцип медицинской этики рrimum non nocere (прежде всего – не навреди) соблюдается профессором Преображенским?