Прочитал книгу «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» и делюсь идеями и историями, которые посчитал интересными.
После конца пузыря доткомов в 2000 году, когда одним лишь добавлением к названию компании .com и размещением в сети можно было в 2 раза повысить стоимость компании, многие стали очень осторожными. Но автор критикует осторожный подход и говорит, что:
«1. Лучше рискнуть и быть чересчур смелым, чем оказаться банальным.
2. Плохой план лучше, чем отсутствие плана.
3. Высококонкурентные рынки убивают надежду на прибыльность.
4. Продажи не менее важны, чем продукт».
Питер Тиль развивает идею о том, что все успешные компании – монополии, которые претворяются, что играют в конкуренцию. Они где-то пересекаются в конкуренции, но каждая из них делает подавляющую часть прибыли в той сфере, где она монополия. Google, Apple. «Монополия – это состояние, характерное для любого успешного бизнеса».
«Все счастливые компании счастливы по-своему: каждая из них завоевала право быть монополией, придумав решение одной-единственной проблемы. А вот все фирмы-неудачники одинаковы: им не удалось спастись от конкуренции».
Автор говорит, что собственная технология – самое сильное преимущество, которое гарантирует, что продукт будет крайне сложно воспроизвести. Технология должна быть минимум в 10 раз лучше, чем у ближайшего конкурента, по какому-нибудь ключевому параметру. «Самый простой способ сделать что-то в 10 раз лучше, чем у других, – изобрести нечто принципиально новое».
Начните с малого и станьте монополией. Нужно начинать действовать на очень маленьком рынке, делать лучший продукт для ограниченной целевой аудитории. Лучше ошибиться, начиная чересчур с малого, чем наоборот.
Про закон степеней – надо фокусироваться на малом количестве вещей, которые выстрелят и меньше верить в диверсификацию. Приводит пример, что в портфеле венчурного инвестора компании будут делиться не на успешные и неудачные, а на одну самую прибыльную и все остальные. Одна выстрелившая компания может окупить сотни других вложений.
То же самое с людьми – невозможно одновременно быть профессионалом в разных областях и делать много компаний одновременно. «Всё по-настоящему выдающееся существует в единственном числе. Один рынок окажется более выгодным, чем все остальные, вместе взятые. Одна стратегия распространения будет эффективнее всех остальных вкупе».
Автор говорит, что хорошо сотрудникам платить меньше, но мотивировать опционами (долей компании в будущем при отработке определенного времени). «Высокие зарплаты позволяют сотрудникам считать, будто компания уже имеет высокую рыночную стоимость, – вместо того чтобы тратить время и силы на то, чтобы ее стоимость выросла в будущем». «Человек, предпочитающий долю в компании денежной компенсации, демонстрирует тем самым приверженность компании, стремление работать ради ее большого финансового будущего».
Про открытость инновациям – лучшие компании сохраняют её и постоянно создают новые продукты. Момент основания компания длится до тех пор, пока бизнес создаёт нечто новое.
«Внутри компании каждый сотрудник должен резко отличаться от других своей работой». «Лучшее, что я сделал как руководитель PayPal, – возложил на каждого сотрудника ответственность за что-то одно».
«Лучшие стартапы являют собой лишь немногим менее экстремальные организации по сравнению с каким-нибудь культом. Главная разница между ними в том, что поклонники культа, как правило фанатично разделяют неправильные взгляды на какой-либо вопрос. В отличие от них, сотрудники успешного стартапа с тем же фанатизмом служат правильной идее, которую не смогли разглядеть окружающие».
Мне понравилась история продвижения. PayPal платил людям по 20 долларов, чтобы они присоединялись. Это позволяло им удваивать количество пользователей каждые 10 дней. Через 4-5 месяцев у них были сотни тысяч пользователей, как и возможность создать великую компания, получая процент от суммы переводов, который со временем окупал первоначальные 20 долларов.
Семь вопросов, на которые должен ответить любой стартап, если хочет претендовать на успех:
1) Технологии. Способны ли вы создать прорывную технологию, а не вносить мелкие дополнения в уже существующую?
2) Время. Подходящий ли сейчас момент начинать этот бизнес?
3) Монополия. Вы начинаете с захвата большой доли на маленьком рынке?
4) Люди. У вас достойная команда?
5) Продажи. Сумеете ли вы не только создать, но и продать продукт?
6) Долгожительство. Сможете ли вы сохранить свои позиции на рынке через 10 лет? А через 20 лет?
7) Открытие. Нашли ли вы свой уникальный шанс, не замеченный остальными?
В книге приводится пример большого пузыря чистых технологий. В 2000-2010 создавалось много компаний, разрабатывающих возобновляющих источников энергии, но затем многих ждал крах. У них не было ответов на 7 вопросов выше. Технологии не давали прорывных результатов, конкуренция на рынке энергии большая. С момента создания солнечной батареи в 1954 году уже прошло полвека. А у Илона Маска были все ответы, и он создал Тесла, создав монополию сперва на узком рынке люксовых спортивных электромобилей, и разработав новые технологии, которыми пользуются Mercedes и Toyota.
Автор говорит, что социальное предпринимательство, основывающееся на идее «создавать богатство, делая добро» в итоге не позволяет достигать ни одну из целей. «Прогресс тормозится не некими противоречиями между жадностью корпораций и добродетельностью общественных организаций: куда в большей степени человечеству мешает двигаться вперед их сходство. На примере отрасли чистых технологий мы видим результат: сотни неразличимых товаров создаются во имя расплывчатой идеи всеобщего блага»
«По-настоящему полезно для общества производство чего-то нового, отличного от других. В то же время для бизнеса это единственный шанс получить прибыль, монополизировав новый рынок».
Отдельно глава посвящена парадоксам основателей, у которых чаще проявляются нестандартные личные черты, не характерные для средних в обществе, и при этом очень редко можно найти какого-то стандартного и среднего человека в основателях. «Как правило, мы считаем перечисленные выше свойства взаимоисключающими: к примеру, человек не может быть одновременно богат и беден. Но с основателями это случается сплошь и рядом: владелец стартапа, бедный, как церковная мышь, может владеть акциями, стоящими миллионы. Со стороны эти люди могут казаться то угрюмыми идиотами, то обаятельнейшими харизматиками. Почти все успешные предприниматели одновременно остаются "своими" для всех – и изгоями в том или ином приличном обществе. А достигнув успеха, они привлекают одновременно и славу, и массовые нападки».
«Исключительная личность – основатель компании может принимать авторитарные решения, внушать необычайную личную преданность, планировать на десятилетия вперед. В отличие от них безликие бюрократические машины, способные существовать куда дольше, чем длится жизнь одного человека, могут строить лишь краткосрочные планы – вот такой парадокс»
«Величайшая ошибка основателя – уверовав в миф о себе, потерять связь с реальностью. Но не менее коварная ловушка для любого бизнеса – сбросить с себя путы мифов и принять разочарование за мудрость».
Обо мне:
1) Я основатель HYLS – онлайн-марафоны йоги, медитации и ЗОЖ за donation. У нас удалённая команда 20 человек и 45 000 платящих участников с 2018 года.
2) Другая моя компания POGUMAX – продаём свой софт для интерьерного видеомэппинга (проекционные технологии). Более 1000 клиентов: HoReCa, детские учреждения, event, театры и музеи. Видеопрезентация
3) Создаю проект по нон-стоп медитации – тренировка осознанности и развитие личности в течение дня.
Писал на VC о своём опыте в бизнесе: 3 успеха и 26 фейлов