Найти в Дзене
РЕАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

Каждый второй рубль в нашей зарплате пахнет нефтью и газом

«Северный поток – 2» - это трубопровод, который прокладывает по дну Балтийского моря Россия в Германию и который окружен американскими санкциями. Мы помним, что его не удалось достроить, потому что американцы набросили, как ковбой лассо, санкции на европейские компании и они испугались. Теперь американцы грозят новыми санкциями.
Очевидно, что этот поток интересен нам прежде всего потому, что

«Северный поток – 2» - это трубопровод, который прокладывает по дну Балтийского моря Россия в Германию и который окружен американскими санкциями. Мы помним, что его не удалось достроить, потому что американцы набросили, как ковбой лассо, санкции на европейские компании и они испугались. Теперь американцы грозят новыми санкциями.

Очевидно, что этот поток интересен нам прежде всего потому, что каждый второй рубль в нашей зарплате пахнет нефтью или газом. От продажи нефти и нефтепродуктов мы получаем почти 200 миллиардов долларов, от продажи газа 25 миллиардов долларов. Это очень большие поступления, поэтому даже для тех, кто в жизни не видел трубопровода, тем более подводного трубопровода, все равно этот вопрос чрезвычайно важный и актуальный.

Американские политики, вообще, не стесняются в выражениях, они обращаются к Германии, нашему главному партнеру в этом проекте: «Хватит кормить хищного зверя». Они обращаются к партнерам, среди которых не только немецкие компании, но и австрийские, финские, итальянские, французские компании: «Убирайтесь, или будут последствия».

Первый вариант последствий: если европейцы продолжают сотрудничать с нами, то американцы накладывают какие-то санкции. Второй вариант: Германия пролоббирует мягкий вариант, который был и раньше, потому что не исключено, что будут только санкции в отношении «Газпрома», который уже сталкивался на Сахалине с американскими санкциями, и, кстати, та техника, которая сейчас с Дальнего Востока пришла в Балтийское море приобретена у Китая и Кореи после американских санкций. А третий вариант, достроить этот «Северный поток – 2», он построен, я напомню, на 95%, до наступления 2021 года, тогда и санкции накладывать будет не на кого.

Этот трубопровод никоим образом не увеличивает газовую зависимость Европы от России, здесь все зависит от внутреннего спроса. Просто это некая подстраховка на случай выхода из строя украинской газотранспортной сети. Она построена почти 50 лет назад, а ну-ка она взорвется? Такое ведь бывает, с трубопроводами сплошь и рядом бывают аварии. Кто будет за это отвечать? Европа останется без газа, замерзнет, на Украине возможны какие-то даже трагические последствия, американцам это все равно.

Америке лучше, если Европа воюет с Россией, а не торгует с Россией. Опыт всех мировых войн подсказывает, что самый большой гешефт Америка получала в результате мировых войн, когда она приходила, наводила свой порядок и набивала себе карманы. В общем-то, и в данном случае устроить какой-то хаос на газовом рынке самое прекрасное. Между прочим, госсекретарь Помпео прямо говорит, что вместо российского газа Америка готова предоставить свой сжиженный природный газ. Но не надо забывать, что он дороже, платить-то опять будут европейские бюргеры, но Америке это тоже безразлично.

В этой войне Америка торгуется, это же самые лучшие купцы на свете после того, как русские купцы отошли в мир теней, естественно, это многоходовые какие-то комбинации, а не двухходовки, это не школьная шахматная доска, это гроссмейстеры, – они, конечно, хотят, чтобы немцы пошли на какие-то уступки. Ну какие? Ну, например, платили бы больше в НАТО. Предположим, американцы не будут вводить самые жесткие санкции против немецких партнеров «Газпрома», а Германия будет больше платить в НАТО. Это чрезвычайно, конечно, интересная ситуация, и я еще раз скажу, это какая-то гроссмейстерская такая партия, за развитием которой наблюдать чрезвычайно интересно.

Конечно, и для нас здесь есть много каких-то нравоучительных моментов. Ясное дело, что «Газпром» не просчитал план Б, «Газпром» был совершенно уверен, что построит «Северный поток – 2» в назначенные сроки, не ожидал этих санкций, не ожидал, что западные трубоукладчики испугаются и вильнут хвостом, а своей техники не было, плана Б не было.

Мы много говорим о том, что необходимо построить экономику знаний, но, к сожалению, мы унаследовали советскую экономику, построенную на экспорте нефти и газа, и по-прежнему не можем отказаться от этой модели. Как в 1969 году был введен в действие легендарный Самотлор, так и сейчас мы сидим на этой зловредной игле. Все разговоры об инновациях, об экономике знаниий, о высоких технологиях, так и остаются разговорами. Все-таки я тешу себя надеждой, что эта история с «Северным потоком – 2» окажется таким самым важным уроком. Я надеюсь, что это будет последний трубопровод, который из России тянется, это, в конце концов, остатки наших мамонтов.

-2