Индивидуальный предприниматель Павел Поляков может приятно удивить женщину, подарив ей… розу. Скажете, ничего диковинного в таком подарке нет, потому что все дарят цветы? Дарят, но не такие…
Павел Михайлович – кузнечных дел мастер. У него своя мастерская в областном центре. В этом году ровно двадцать лет, как появился на свет его «Кузнечный дом». Что поразительно, в юности Павел Поляков осваивал другие профессии. Работа с металлом была творческим увлечением. Поистине, «кузнецом никто не рождается».
Из хобби – в бизнес
Павел Поляков родом из села Боринское. С мальчишечьих лет интересовался автомобилями, всякими винтиками и железяками. Поэтому после 8 класса поступил в профессионально-техническое училище учиться на автослесаря. Но работать по специальности не довелось. Потому что по примеру отца, служившего в авиации, решил продолжить династию военных.
Так Павел оказался в Каменец-Подольском военно-инженерном командном училище. И именно здесь увлекся кузнечным делом, посещая факультатив по ковке металла. Но профессиональным военным он так и не стал. Шел 1991 год. Советский Союз распался на отдельные независимые государства. Чтобы продолжить учебу, курсанту нужно было дать присягу на верность Украине. Павел Поляков этого делать не стал, потому что Родина у него другая – Россия. И после третьего курса покинул стены учебного заведения.
Вернулся в Липецк, работал сначала на Силикатном заводе, потом на Новолипецком металлургическом комбинате. А в свободное от работы время все чаще и чаще стал пропадать в гараже, где оборудовал мини-кузницу. Душа тянулась к металлу. Ковал и варил подставки для цветов, декоративные полочки, люстры, подсвечники, сувениры для мангала, решетки на камины, лестничные перила и другие вещицы. Для себя и в подарок. А когда стали поступать заказы, и кованые изделия «пошли в массы», стало понятно, что увлечение может прокормить всю семью.
И в 2000 году Павел Поляков открыл свое дело, зарегистрировав кузнечную мастерскую на родине матери – в селе Крутогорье Падовского поселения, куда аккуратно перечисляет все налоги, неплохо пополняя сельскую казну.
И сейчас без клещей, что без рук
Первое время арендовал цех в районе завода «Центролит». Позже выкупил боксы у обанкротившейся строительной организации на Сырском Руднике, переоборудовав их в цеха: кузнечный, прокатный, прессовый и сборочный.
Современная кузница – это, конечно, не то, что было раньше. Теперь это не тесное и темное помещение, освещаемое в основном горящим очагом, а большие площади с технологичным и автоматизированным производством. И удары кувалды теперь не дело рук накаченных молотобойцев – их заменили пневматические молоты, а ручную работу выполняют чаще всего программируемые станки. Конечно, сердце кузницы – горн – остался. И без наковальни с ручником немыслим труд кузнеца. Вспомните русскую поговорку: «Кому до чего, а кузнецу до наковальни». А также в вечном арсенале – великое множество молотов, фактурных чеканов и клещей, ведь «без клещей кузнец, что без рук».
Очевидно, крупное производство невозможно без использования современного оборудования и передовых технологий, которое позволяет осуществлять ковку практически любой сложности.
– Мы работаем на станках в основном российского производства, – рассказывает Павел Поляков. – Ни один год сотрудничаем с Челябинским заводом по производству кузнечно-прессового оборудования. Специалисты этого предприятия не только поставляют нам новейшие станки, но и обучают всем технологическим тонкостям. А металлическое сырье закупаем на НЛМК и Волгоградском трубном заводе.
Чтобы понять количество производимой в «Кузнечном доме» продукции, приведем такой пример. Длина стандартного металлопрофиля – шесть метров. Ежемесячно здесь могут выпускать, например, до 3 тысяч погонных метров ограждения. Производительность, как видим, порядочная. В ассортименте – более 5 тысяч изделий.
Труд и искусство
– Мы выпускаем разнообразную продукцию: садово-парковую мебель, декоративное и ритуальное ограждение, ворота, заборы, фонари для уличного освещения, мебель для дома и офиса, различный декоративный прокат, комплектующие для других кузнечных мастерских, – рассказывает Павел Михайлович. – Всю ассортиментную линейку можно посмотреть в нашем каталоге. Принимаем заказы и по эскизам клиентов. Изготавливаем не только промышленным способом, практикуем изделия ручной работы. Можем выехать на дом и уже на месте с клиентом обсудить заказ, произвести необходимые замеры.
Представители ИП Полякова есть в ряде районов нашего региона, а также в Подмосковье и в Волгоградской области, куда поставляются комплектующие элементы. Заказы зависят, как правило, от времени года. Летом чаще всего просят изготовить ограждения и входные группы, зимой – предметы интерьера и мебель.
Спрос на кованые изделия, конечно, есть и неплохой. Усадьбы и загородные дома уже трудно представить без кованых заборов и ворот, навесов и козырьков, скамеек, беседок и мангалов, лестниц, перил и решеток, без украшений коваными элементами ландшафта придомовой территории. И при благоустройстве общественных мест в городе и сельских поселениях ковка, в том числе художественная, применяется не меньше. Многие работы мастеров кузнечного дела выглядят не иначе как произведения искусства. Поистине, красота и изящество, воплощенные в металле.
Работами мастеров «Кузнечного дома» можно полюбоваться, например, в храме всех святых в Липецке: входные двери, перила, ограждение – это всё эксклюзивные предметы. Есть их труд и в благоустройстве Парка Победы (беседка), в Быхановом саду (декоративные фигуры), в оформлении интерьера ресторанно-гостиничного комплекса «Славянский» в селе Сырское. И этим список не заканчивается.
В условиях карантина
Но какова цена вопроса?
– Благодаря отработанным годами технологиям ковки металла и новейшей производственной базе у нас не заоблачные цены. Накрутки – минимальные. Однако изделия из металла, надо понимать, не дешевые. Но, тем не менее, по карману многим, – отмечает предприниматель.
Сбыту продукции – особое внимание. На предприятии все делают для того, чтобы потенциальный клиент захотел купить именно у них. Иначе крах бизнесу.
Так, в начале этого года для реализации собственной продукции Павел Поляков открыл два торгово-выставочных зала. Но всего полтора месяца шла торговля. С введением карантина по коронавирусной инфекции пришлось продажу товара приостановить. Повисли в воздухе и планы.
– Я уже и договор заключил с одной из фирм на поставку сварочного оборудования в нашу торговую точку – чтобы покупатель, которому самому интересен процесс изготовления кованых изделий, смог приобрести у нас не только комплектующие и полуфабрикаты, но и оборудование для сварочных работ, – объясняет Павел Михайлович. – Из-за карантина и заказов стало намного меньше. На предприятии трудятся два десятка работников, в далеко не пенсионном возрасте – до 40 лет. Поэтому чтобы не сокращать людей, убавили рабочие дни: одни работают одну неделю, другие – вторую и так далее. И зарплата, соответственно, снизилась. Все меры профилактики, конечно, соблюдаем: медицинские маски, социальное расстояние между работниками, дезинфицирующие средства…
Золотые руки и сердце
Кузнечная мастерская – бизнес семейный. Жена Ольга – бухгалтер. Сын Михаил первое время работал с «молотом у наковальни», он профессиональный кузнец и сварщик, теперь – менеджер по продажам. Младший сын Антон учится на программиста, но на летних каникулах работает на прокатном станке.
А Павел Михайлович не только руководит предприятием, он может подменить любого из коллег – кузнецов и сварщиков. Несмотря на инвалидность. Пятнадцать лет назад он лишился ноги в результате дорожно-транспортного происшествия. Но серьезная травма не убила в нем силу духа и предпринимательскую жилку. Он продолжает трудиться и развиваться.
Как-то ему предложили сдать в аренду производственные цеха. И это было выгодно экономически. Но он отказался. Потому что этот род деятельности ему, в первую очередь, для души, и только потом как средство для зарабатывания денег.
– Жалко бросать, ведь столько лет отдано увлекательному делу, я же без этой работы от скуки помру, – серьезно говорит он.
А еще Павел Михайлович все эти годы занимается благотворительной деятельностью. Помогает многодетным и опекаемым семьям, детям-инвалидам и многим другим. Потому что у него не только руки золотые, но и сердце…
Всё о кузнецах
Примерно 3 тысячи лет назад люди научились обрабатывать металл, начался так называемый «железный век».
Главный материал для работы кузнеца – металлы: железо, сталь, а также медь, свинец, латунь.
Рабочая одежда кузнеца была льняная и достаточно приталенная, это позволяло мастеру дольше работать в жаркой кузне.
Кузнечное дело считали таинственным и связанным с магией. Вспомните древнегреческого Гефеста – искусного кузнеца и «изготовителя» молний для Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы – звук стука его молота по наковальне.
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. В мифах кузнец часто – культурный герой. Не случайно появилась русская поговорка: «Кузнец – всем ремеслам отец».
Кузнецы, как и все в средние века, были военнообязанными. Но в боевых действиях не участвовали, занимались ремонтом вооружения, доспехов и осадной техники. Если кузнецы попадали в плен, то им почти всегда сохраняли жизнь, потому что кузнец был ценным кадром в армии.
Самая старая кузнечная мастерская, обнаруженная археологами, находится на территории современной Турции. Ей около 3 тысяч лет.
В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.
Кузнецы прекрасно разбирались в лошадях, ведь кроме производства подков, они их устанавливали: сначала нужно было успокоить лошадь, очистить копыто от грязи, проделать отверстия для фиксации подковы и лишь потом приступить к установке. Кузнецов, специализирующихся на ковке лошадей, называют ковалями.
Одна из самых распространенных фамилий в мире основана на этой профессии.