Не каждая лошадь может участвовать в реконструкции, тем более, стать «реконструктором». Как приучить животное работать в средневековых доспехах?
На Конном дворе музея-заповедника «Куликово поле» живет и воспитывается десять лошадей разных пород и мастей. Они готовы катать посетителей и в экскурсионной повозке, и в седле — тех, кто в нем уверенно держится, по Полю и его окрестностям. Однако в ежегодной реконструкции Куликовской битвы воспитанники музейной конюшни участия не принимают. Обычно реконструкторы в лагерь в Татинках прибывают вместе со своими, уже обученными лошадьми. Здесь, на постое, лошади участвуют в импровизированных соревнованиях, репетициях, а потом и в самом «сражении».
Но совсем недавно у тренеров Конного двора появилась новая задача — обучить «куликовских» лошадей ходить в доспехах. В музейно-мемориальном комплексе в Монастырщине готовят цикл лекций об эволюции доспехов русских всадников и их коней, начиная с раннего средневековья. Одну из лекций — по боевому снаряжению всадника — авторы предполагают сделать интерактивной.
Не всем музейным под силу такая задача. Все зависит от степени социализированности лошади, её физических показателей и, как ни странно, от предпочтений самого животного.
У лошадей, как и у людей, разные характеры. У них тоже есть свои интересы. Одна из главных задач конного тренера — предложить лошади разные виды занятий и понять, какой ей понравился. Хотя заметить «предпочтения» и без тренировки не так трудно. Вот яркий пример: на конюшне молодую кобылу обучали выездке. Ей эта дисциплина давалась с трудом, даже с истериками. А во время очередной тренировки обнаружилось, что эта лошадь может и любит высоко прыгать — под 130 сантиметров! Так и стала она заниматься конкуром (это соревнования по преодолению препятствий в определённом порядке, определённой сложности и высоты, проходящие на конкурном поле).
Еще один фактор, определяющий готовность лошади к ношению доспехов — её родословная. Лошади для всадников, как правило, некрупные, коренастые и неприхотливые. У них очень сильные спины, так как основная нагрузка идет именно сверху, от всадника в обмундировании. Поэтому для такой задачи совершенно не подходят упряжные кони. Они выведены для тягловой нагрузки. Однако именно они на протяжении военного похода везут в обозе доспехи рыцарских коней. В полном вооружении лошадь выходила на поле боя (в том числе и в засаде). Остальное же время шла под седлом.
И последнее, что необходимо коню для успешного участия в реконструкции — общительность. Если лошадь стоит 23 часа в сутки в деннике (место индивидуального содержания лошади) и только один час бегает по манежу, её держат обособленно от других лошадей, то почти наверняка она будет неадекватно вести себя в месте большого скопления лошадей и людей. Животное психологически не выдержит общения с реконструкторами — новыми и незнакомыми ему людьми. А если лошадь регулярно находится во взаимодействии со своими и «чужими», она будет себя чувствовать на реконструкции как рыба в воде.
Для успешной социализации, объясняют тренеры, важно дать понять лошади, что она не просто транспорт, а партнер. Тогда она сама с интересом будет воспринимать новое, доверяя людям. И всадник будет не только нагрузкой, но и партнером, которому нужно помогать в бою. Ведь конный бой — бой особый. И работа всадника в нем в первую очередь строится за счет сложения инерции оружия (пики, сабли, меча) и инерции лошади. Они работают как единый механизм.
Среди лошадей Куликова поля к ношению доспехов лучше всего, по мнению сотрудников конного двора, готова кобыла Венера. Она, как называют её породу работники музея-заповедника, «смесь бульдога с носорогом». Но сходятся в одном: среди её предков вероятно были русский тяжеловоз и рысак.
Во время подготовки к реконструкции каждая лошадь примеряет доспехи определенной тяжести. Тренер наблюдает за её поведением, пробует обуздать характер. Не получается — лошади предлагаются другие обязанности. Если же она чувствует себя комфортно — продолжается обучение: вырабатывается привыкание к доспеху и вооруженному всаднику в седле. В такие периоды конные тренеры относятся к лошадям как к детям, которым только предстоит раскрыть свой талант и поменять, например, скрипку на шпагу. Для этого некоторым приходится сменить несколько кружков, секций и школ. Так что кони как люди, к ним нужен подход.
Анастасия Кузнецова, студентка третьего курса кафедры журналистики ТулГУ