Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Долгожданный сольный диск-гигант "Веселых ребят"

Долгожданный сольный диск-гигант «Любовь — огромная страна» вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята» вышел только в конце 1974 года.

В записи диска принимали участие Павел Слободкин (клавиши, художественный руководитель), Александр Лерман (вокал), Анатолий Алешин (вокал), Вячеслав Малежик (вокал), Александр Барыкин (вокал), Алексей Пузырев (гитара, вокал), Валерий Хабазин (гитара), Игорь Дегтярюк (гитара, экс-«Второе Дыхание»), Александр Буйнов (электроорган), Евгений Казанцев (бас-гитара), Владимир Полонский (барабаны), Александр Чиненков (труба), Андрей Русанов (флейта, саксофон).

Диск буквально наполнен хитами: «Я к тебе не подойду» (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан), «А мне-то зачем?» (П. Слободкин - Л. Дербенев), «Скорый поезд» (Д.Тухманов - В.Харитонов), «Отчего» (Ю.Антонов - Т.Сашко) и др. Огромный успех, выпавший на долю этих песен, можно объяснить тем, что это был очень типичный для «Веселых ребят» продукт, это было именно то, чего все от них ждали. Голос Лермана очень колоритен и по-настоящему берет за душу. Для многих ребят поколения 70-х с голосом Лермана связано представление об истинном саунде «Веселых ребят».

Открывавшая вторую сторону диска «Наша песня» (В.Гамалия – М.Танич) претендовала на то, чтобы стать гимном молодежи 70-х. «Наша песня» начиналась с мощного фанкового ритма, а продолжалась красивой, хотя и незатейливой мелодией. Голос Лермана звучал очень свежо, за таким голосом можно было бы пойти, не задумываясь, тем более что певец пел очень правильные строки:

«Давайте песню сложим

И сами будем петь...»

Но все же «Наша песня» не стала гимном. Она была бы хороша в 60-х, а в 1974 году к лозунгам и всяческим призывам люди стали относиться с иронией, а порой и с опаской.

Поэтому если не «гимном», то, по крайней мере, барометром настроений стала песня «А мне-то зачем?» (П. Слободкин - Л. Дербенев). Основу смысла этой композиции составляет отрицание отрицания. Именно такое настроение стало доминировать в советском обществе в середине 70-х: если власти мне чего-то не разрешают, например слушать рок-музыку, то и все остальное мне ни к чему... Конечно, ни о чем таком в этой песне не поется, это просто еще одна песня про любовь, но в 70-е годы иные песни «про любовь» воспринимались как настоящие революционные гимны. «А мне-то зачем?» - очень яркая вещь, в которой явно наличествует харизма. Она цепляет и запоминается надолго, если не навсегда.

-2

Не смотря на то, что стиль «Веселых ребят» был узнаваем с первых нот, у группы на этой пластинке изменился звук. Это было естественно, ведь уехал Бергер и вместе с ним ушло в прошлое «битловское» настроение. Модной стала совсем другая музыка. Теперь в саунде группы появились интонации британской группы Uriah Heep: медленное качание голосом и глубокая вибрация. Это был очень модный вокальный прием, который эффектно использовали и Александр Лерман, и Анатолий Алешин.

Баллада «Качели», написанная С.Дьячковым на слова Л.Дербенева, единственная композиция на диске, в которой сохранились остатки прежней «битловской» интонации, присущей предыдущему составу «Веселых ребят». Анатолий Алешин и Александр Лерман поют вроде бы безмятежно, но в их голосах звучит печаль по давно уже минувшим шестидесятым. Кстати, эта песня была написана специально для альбома и на концертах не исполнялась.

В большинстве песен на гитаре играет Алексей Пузырев, но в песнях «Скорый поезд» (Д.Тухманов - В.Харитонов) и «Всегда вдали» (Е.Адлер* - Л.Дербенев), которые завершают пластинку, звучит зафузованная гитара Игоря Дегтярюка (экс-«Второе Дыхание»), специально ангажированного «Веселыми ребятами» на запись этого диска. Игорь Дегтярюк возвращает диску позитивное настроение: рок-н-ролл жив и будет жить.

В чем суть популярности «Веселых ребят»? Ответ на этот вопрос очень точно сформулировал Александр Чиненков: «Веселые ребята» - это фабрика, это музыкальный завод, причем хороший, «фирменный». И Павел Слободкин - настоящий менеджер и продюсер, как угодно его назови - он все вмещает. И «Веселые ребята» изначально заняли такую позицию, что это не эстрадная группа в полном смысле этого слова, и не группа, что называется, «на злобу дня», выполняющая комсомольские заказы, а это совершенно особая группа, ориентированная конкретно на The Beatles, конкретно на Запад».

В этом же году у «Веселых ребят» вышел миньон, на котором были представлены новый лирический хит Павла Слободкина и Леонида Дербенева «Когда молчим вдвоем», песня «На перекрестке»**, позаимствованная из репертуара американской группы Creedence Clearwater Revival, а также песня Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева «На земле живет любовь», аранжированная в модном «криденсовском» стиле. Лидирующий вокал принадлежал Александру Лерману. Тираж пластинки был, что называется, сметен с прилавков магазинов.

_________

*Ефим Адлер — известный советский композитор. В основном сочинял музыку для театра. Еще в советские времена эмигрировал в Канаду.

**В концертном репертуаре «Веселых ребят» существовал и русский вариант этой песни под названием «Лесная свадьба».