Найти тему

О любовницах ни слова

"Прекрасная Феллоньера" Леонардо да Винчи с большим вопросом (авторство не доказано)
"Прекрасная Феллоньера" Леонардо да Винчи с большим вопросом (авторство не доказано)
"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи (авторство под вопросом)
"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи (авторство под вопросом)

Очередная статья о творчестве Леонардо да Винчи посвящена только двум портретам, на первом якобы изображена любовница миланского герцога Людовико Сфорца Лукреция Кривелли, она же идет под названием "Прекрасная феллоньера" по названию головного убора модного аксессуара времен создания картины и на втором портрете тоже любовница Чечилия Галлерани, которая была возлюбленной герцога ранее. Как же всем хочется услышать истории этих картин, вернее их создания, что люди готовы приписывать даже то, чего и не было. но это так приятно ..смаковать кем то придуманные романтические эссе.

Мы немного развеим легкий флер того периода и создадим ту реальность, которая все же ближе к истории, а значит к реальности.

Девушки у герцога были, но тайно, чтоб жена не знала (знакомая ситуация. не правда ли). Но жена знала, первую любовницу, она как то стерпела, она появилась до брака и Моро всячески ее продвигал. все видели и знали о ней. это было открыто, но когда герцог решил жениться, то эта ситуация могла политически испортить всю ситуацию. поэтому было принято решение расстаться после того, как юная любовница Чечилия разродится. Жене это было мало приятно, но она это приняла и брак был спасен. После рождения мальчика (Чезаре) Чечилию Людовико Сфорца очень удачно выдал замуж за обедневшего герцога и с хорошим приданым. Нельзя сказать, что она исчезла навсегда. На время да. Но потом снова появилась при дворе, но уже ближе к развязке. Буквально накануне своей смерти жена Людовико Беатриче де Эсте была беременной третьим ребенком и узнала о новой возлюбленной, т.е. о Лукреции Кривелли, которая на тот момент тоже была беременной от герцога. Сложная ситуация создалась и настолько, что герцогиня на нервной почве преждевременно разродилась и не выдержала роды, скончалась, аккурат на новогодних празднествах (январь 1497 года)..

Герцог безутешен, он потерял и жену и ребенка.

Надгробие Беатриче и Моро. (Любовь до гроба и далее)
Надгробие Беатриче и Моро. (Любовь до гроба и далее)

А теперь давайте порассуждаем, зачем Людовико заказывать портреты любовниц и ни одного своей жены? Хотя ходили слухи, что Беатриче сама не хотела. чтобы ее писал Леонардо именно из за Чечилии...

Думаю, что портрет был, скорее всего это была мадонна с младенцем, собирательный образ, потому что прямо изображать женщин еще нельзя было, создавались приблизительные еле уловимые образы, связанные со святой мадонной и другими святыми, в том числе и с младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем (излюбленная тема почти всех итальянских мастеров, потому что хорошо продаваемый товар). В 1491 году Леонардо создает знаменитую картину "Мадонна Литта"

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. 1491 г.
"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. 1491 г.

Возможно этот портрет был создан для Людовико Сфорца и отдаленно напоминает Чечиллию Галлерани, но младенец явно имеет сходство с Моро, особенно глаза (автор польстил заказчику, такое приветствовалось в то время). Да и сама картина имеет некий сексуальный подтекст, если знать историю создания.

Медальон именной. На надписи видно, что изображена Беатриче де Эсте
Медальон именной. На надписи видно, что изображена Беатриче де Эсте

Недавно появился рисунок, приписанный Леонардо, принцессы, профиль. Возможно это предсвадебный рисунок на основе бюста (1490-91), а портрет сделан уже позже и тоже на основе имеющихся медальонов  и бюстов. Получается, что "Прекрасная ферроньера" это уже посмертный портрет Беатриче, что не противоречит слухам об отказе позировать художнику. Создан в период между 1497 - 99 гг.. далее было уже не актуально из за воинских действий с Францией.
Недавно появился рисунок, приписанный Леонардо, принцессы, профиль. Возможно это предсвадебный рисунок на основе бюста (1490-91), а портрет сделан уже позже и тоже на основе имеющихся медальонов и бюстов. Получается, что "Прекрасная ферроньера" это уже посмертный портрет Беатриче, что не противоречит слухам об отказе позировать художнику. Создан в период между 1497 - 99 гг.. далее было уже не актуально из за воинских действий с Францией.
Эту работу приписывают де Предису, но явно присутствует рука Леонардо, портрет Беатриче де Эсте, коричневый цвет не случаен, она была в трауре по матери.
Эту работу приписывают де Предису, но явно присутствует рука Леонардо, портрет Беатриче де Эсте, коричневый цвет не случаен, она была в трауре по матери.

Если внимательно рассмотреть портрет "Прекрасная ферроньера", то можно заметить, что его явно дорабатывали в угоду моде 19 века, как раз в тему вошел стиль романтизма и работы итальянских мастеров хорошо продавались, были востребованы публикой, но часто переделывались, чтоб были ближе к современности. Художники, к кому попадали картины могли изменить фасон платья, прическу, украшения, что т оубрать, что то добавить. Видимо это и произошло с "ферроньерой"..этот аксессуар опять вошел в моду, прическу чуть подправили и вот картина близка к девушкам 19 века.

Фрагмент "картины Леонардо да Винчи "Прекрасная Феллоньера"
Фрагмент "картины Леонардо да Винчи "Прекрасная Феллоньера"
Автора затрудняюсь назвать, картина взята из открытых источников для образца.
Автора затрудняюсь назвать, картина взята из открытых источников для образца.

Возможно преобразования произошли и с дамой с горностаем. Ученые установили, что портрет имел несколько преобразований, и на голову ей пририсовали украшения уже позже, явно сравнивая с "Прекрасной Ферроньерой".

Исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), за годы своего существования картина неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами

Авторство "Дамы с горностаем" долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор.

Моя версия, что это учебная работа Рафаэля Санти при участии Леонардо да Винчи, созданная в период 1503 - 1507 гг во Флоренции.

Если портрет Чечилии был возвращен самим Иль Моро, чтобы сохранить покой в семье, то возможно именно этот портрет был видоизменен первоначально Леонардо для обучения Рафаэля, как уже я писала ранее. То есть изменена одежда, прическа, лицо и добавлен горностай, первоначально его не было. Как версия, эту работу доработали для оформления притчи Леонардо про горностая.

Именно в этот период создавалась "Мона Лиза", к ней Рафаэль тоже имеет отношение, и возможно в это же время создавались и картины "Спаситель мира". Почему во множественном числе? Автор их создал сразу несколько и плюс ученики создавали тут же копии.

Если мы сравним украшения в виде узоров на одежде дамы и Иисуса. то они идентичны и как будто написаны одной рукой, мода на такие кружева началась только в начале 16 века, а дама с горностаем была создана (по выводам ученых) в 1491 году, что не совпадает с изображаемым.

"Спаситель мира" (один из). Обратим внимание на переплетение узоров (Кёльтский крест). такие переплетения - фирменный стиль Леонардо.
"Спаситель мира" (один из). Обратим внимание на переплетение узоров (Кёльтский крест). такие переплетения - фирменный стиль Леонардо.
герб академии Леонардо. Те же переплетения.
герб академии Леонардо. Те же переплетения.

И на платье дамы тоже имеются такие же узоры.

Авторы не подписывались, но ставили свои фирменные знаки.

У Леонардо их было несколько, хотя ни одной картины он не подписал, может потому что в большей степени он работал в соавторстве.

"Лютнистка" Андреа Солари. В образе дамы использованы черты Чечилии Голлерани.
"Лютнистка" Андреа Солари. В образе дамы использованы черты Чечилии Голлерани.

Если обратить внимание на меховое украшение, то мы видим мертвого зверька и уже не белого. а коричневого цвета, что тоже символично и немного иронично, покровителя Людовико Моро уже нет, но память о нем всегда при ней.

Сравнивая две картины, можно уловить некое сходство, надо принимать во внимание, что Андреа Солари был помощником Леонардо и многому у него научился и окружение у них тоже было одно, Андреа хорошо знал Чечилию, светскую даму Милана.

Некоторые ученые искусствоведы утверждают, что это и есть Лукреция Кривелли, созданная Амброджио де Предисом, любовница Людовико Сфорца (Иль Моро)
Некоторые ученые искусствоведы утверждают, что это и есть Лукреция Кривелли, созданная Амброджио де Предисом, любовница Людовико Сфорца (Иль Моро)
Бюст юной Беатриче де Эсте
Бюст юной Беатриче де Эсте

Теперь мы уже больше знаем о том. какие женщины окружали Леонардо да Винчи, лучше понимаем ту ситуацию, в какой жил и работал художник.

Понимаем, что писать портреты любовниц покровителя было просто не возможно и аполитично.

Делаем выводы.

"Дама с горностаем" - совместное произведение Леонардо и Рафаэля, созданное (или доработанное) в 1503 - 1507 гг.

"Прекрасная Феллоньера" - посмертный портрет жены миланского герцога Людовико Сфорца (Моро) Беатриче де Эсте.

И вспоминаем правило - женщин в открытую живыми рисовать было ЗАПРЕЩЕНО! Создавались досвадебные портреты в профиль для знакомства с женихом, часто свадьбы делались по доверенности, невесты даже не виделись и не знали женихов. свадебные портреты (тоже в профиль и богато украшены).

Свадебный портрет Бьянки Марии Сфорца (племянницы Моро)  Амброджо де Предис около 1493 г.(94)
Свадебный портрет Бьянки Марии Сфорца (племянницы Моро) Амброджо де Предис около 1493 г.(94)
Семья Людовико Сфорца  преклоненные перед Мадонной, здесь Людовико выступает как донатор, также мы видим Беатриче и их сыновей, Максимилиано и Франческо.
Семья Людовико Сфорца преклоненные перед Мадонной, здесь Людовико выступает как донатор, также мы видим Беатриче и их сыновей, Максимилиано и Франческо.

Надгробие супругов Сфорца создал Кристофоро Соларио (фото выше), родной брат Андреа Соларио, который работал с Леонардо да Винчи в Милане.

А ларчик просто открывается, если знать историю!..

За 500 лет самыми верными сохранившимися документами являются картины и скульптуры. И это не оспоримый факт, только при условии верно определенного авторства!