Найти в Дзене
Пепелацы

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки

История развития советского автомобилестроения берет свое начало в далеком 1924 году с момента выпуска первого полностью советского автомобиля АМО-Ф-15. Но точкой отсчета массовой конвейерной сборки именно легковых историки транспорта все же считают 8 декабря 1932 года, когда на Горьковском автомобильном заводе были собраны первые экземпляры знаменитой ГАЗ-А.

Советский автомобиль ГАЗ-А.
Советский автомобиль ГАЗ-А.

Как и многие технические новинки времен становления "страны советов", ГАЗ-А не был собственной разработкой отечественных конструкторов. В 1929 году Советы приобрели у американского автомобильного концерна "Форд" чертежи и основное оборудование для производства фордовской Model A.

Американский автомобиль Ford Model A.
Американский автомобиль Ford Model A.

Не смотря на успех Фордовского фаэтона в Америке, на момент сборки в СССР первых экземпляров ГАЗ-А, американцы уже год как считали данную модель устаревшей, в 1931 году Форд А был снят с производства. Из конструктивных различий Советские конструктора упростили отделку, убрали некоторые элементы внешнего декора и устранили пару "детских болезней" Форда - например, подтекание топлива в салон. Всего в период 1932 по 1936 годы было выпущено почти 42 тысячи машин ГАЗ-А.

г. Санкт-Петербург  Выставка «АвтоВернисаж на Неве» Retrospective. Советский легковой автомобиль ГАЗ А 1932 г.в.
г. Санкт-Петербург Выставка «АвтоВернисаж на Неве» Retrospective. Советский легковой автомобиль ГАЗ А 1932 г.в.

"Детище Генри Форда" не прошло испытания суровой российско зимой. Как только первые машины ГАЗ-А в кузове "фаэтон" начали поступать для обслуживания партийного и военного начальства, стало понятно, что полуоткрытый салон не подходит для сурового российского климата. Проблема с поездками в продуваемой машине зимой встала настолько серьезно, что через 10 месяцев после первой же "пережитой" ГАЗ-А зимы, Совет Народных Комиссаров постановил обеспечивать все легковые автомобили закрытыми кузовами. В результате этого, советским конструкторам, на основе кузова от грузовика ГАЗ-АА, пришлось самим разрабатывать модификацию ГАЗ-А в кузове "седан".

Не смотря на это, ГАЗ-А заслуженно можно назвать "советским автотруженником". В 30-е годы XX века эта модель была самой распространенной штабной машиной в армии.

Также существовало несколько не обычных экземпляров ГАЗ-А, которые были собраны не большими тиражами: ГАЗ-А-АЭРО (опытный образец с чистым аэродинамическим кузовом, штучная модель), ГАЗ-А-АРЕМКУЗ (лимузин на базе ГАЗ-А, собирался не большим тиражом для работы в такси и извоза "элиты"), несколько типов "скорой помощи", городских такомоторов, пожарной техники и даже легкие бронеавтомобили.