Найти в Дзене
Matrona

Женщину и за человека не считали...

Сейчас довольно часто можно услышать жалобы на жизнь: дескать, работы нет, налоги большие, да и, вообще, жизнь такая тяжелая, что сил нет… Мне в руки попали письменные воспоминания старожила о быте русского народа в начале прошлого столетия. Делюсь с вами интересными размышлениями о том, как жили женщины в русской деревне во времена царского режима. «Вот взяли моду: нынче все плохо, а при царе было хорошо. Жизнь есть жизнь. Каждому она дорога – и при царе, и при советской власти, и при Бог знает еще какой… Расскажу, как было при царе… Строили дома невысокие, чтобы тепло подольше сохранялось в зимнюю стужу. В начале века злые были морозы 30-40 градусов – и не балуйся! В доме стояла большая деревянная кровать. На ней родители спали. Около стен – лавки, где детвора на ночь располагалась. Около печки лавку называли судней лавкой. На ней готовили обед, тут стояло ведро с водой, а под лавкой картофель, капуста, свекла, морковь. А сколько насекомых в этих кроватях и лавках было! Клопов, вшей
Оглавление

Сейчас довольно часто можно услышать жалобы на жизнь: дескать, работы нет, налоги большие, да и, вообще, жизнь такая тяжелая, что сил нет… Мне в руки попали письменные воспоминания старожила о быте русского народа в начале прошлого столетия. Делюсь с вами интересными размышлениями о том, как жили женщины в русской деревне во времена царского режима.

Крестьянки. Фото Yandex.ru
Крестьянки. Фото Yandex.ru

«Вот взяли моду: нынче все плохо, а при царе было хорошо. Жизнь есть жизнь. Каждому она дорога – и при царе, и при советской власти, и при Бог знает еще какой… Расскажу, как было при царе…
Строили дома невысокие, чтобы тепло подольше сохранялось в зимнюю стужу. В начале века злые были морозы 30-40 градусов – и не балуйся!
В доме стояла большая деревянная кровать. На ней родители спали. Около стен – лавки, где детвора на ночь располагалась. Около печки лавку называли судней лавкой. На ней готовили обед, тут стояло ведро с водой, а под лавкой картофель, капуста, свекла, морковь.
А сколько насекомых в этих кроватях и лавках было! Клопов, вшей, блох – счету нет. Сядешь обедать, а под ногами блохи ползают-прыгают. Клопов иголкой выковыривали, блох полыньей отпугивали. Застелют осенью пол полыньей, они, блохи, - по углам. Вроде как в засаде сидят, пока полынь дух свой потеряет.
Освещение было – пузырек с керосином и фитиль. А когда пошли керосиновые лампы – то-то радости было!
Дома были покрыты соломой. В 1914 году, на Троицу, случился пожар. Народ был в церкви и сгорело село…
Было много бедных, потому что землю не все имели. Столыпин тогда землю отдал на мужской пол… Да, и мужчины, родившиеся после Столыпинской реформы, тоже ничего не получили. А женщину и за человека не считали. Так и говорили: курица не птица, женщина не человек.
Было много нищих. По праздникам они на папертях храма толпились…»

Яйца считались роскошью

Крестьянская семья в конце XIX века. Фото Yandex.ru
Крестьянская семья в конце XIX века. Фото Yandex.ru

В действительности, главной задачей женщины в начале прошлого столетия было рожать детей. При этом работали женщины наравне с мужчинами.

Время было голодное. Например, яйцо считалось большой роскошью. Собирали разные травы. С них готовили еду. Моя 80-летняя бабушка рассказала, как ее мать описывала своё детство.

- Детство голодное у нее было. Недоедали. Шинковали ботву растений. Из одуванчиков салат делали. Бывало, что уже к Рождеству запасы хлеба заканчивались. Иногда приходилось из под снега замершие корни растений выкапывать и их есть. – рассказывала бабушка, - Был такой цветок, у которого шляпка была очень похожа на лепешку. Его собирали, затем измельчали и пекли из него лепешки.

«Мудровать над женой»

Женщины в поле. Конец XIX века. Фото Yandex.ru
Женщины в поле. Конец XIX века. Фото Yandex.ru

На Litmire доступна к чтению книга Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь «Ивана». Путешественница записала свои исследования о жизни в русской деревне в конце XIX века. Приведу несколько выдержек из книги.

«Женщин в трезвом виде бил редко, в пьяном часто и чем попало…
Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену. Если она не слушалась его — бил ее жестоко (иногда вальком по голове). Это называется «мудровать над женой» или «над женой измываться»…
В одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную девушку, чтобы скрыть грех. Сам муж был смирный и не попрекал жену, но родные не давали ей проходу и в конце концов заявили: «Чтобы ублюдка твоего не было. Умори его». Бедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно вздохнуть. Наконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок в соску и ребенок умер. Она попала под суд, но была оправдана…»

Грустно и жутко, становится после прочтения всей книги. А есть и другие, не менее впечатляющие произведения. Например, «Письма из деревни» Александра Энгельгардта.

Но факты остаются фактами. К 1913 году 90 % населения России были крестьянами. И такая же картина жизни была не только в России, но и в большинстве стран. Мне, как женщине, очень приятно, что я живу в XXI веке. Впрочем, возможно, что лет через 100, когда наши предки будут читать о сегодняшнем времени, то тоже будут удивляться в каких нечеловеческих условиях мы жили.