Второгодник – ученик, который по разным причинам остался на одной ступени обучения повторно. Например, второгодниками могут стать учащиеся, не освоившие программу, полностью пренебрегающие нормами поведения и организацией учебного процесса в образовательном учреждении. Они могут прогуливать, вести аморальный образ жизни, не приходить на дни пересдачи, назначенные учителем.
Разберём также и другие случаи:
- Если учащийся имеет в конце года одну или две двойки в четверти, то он переводится в следующий класс условно. Ему выдаётся график посещения занятий на лето. В сентябре учащийся идет в следующий класс, но сдаёт экзамены повторно. Если результат удовлетворителен, то ученик остаётся в следующем классе, если нет, даётся ещё шанс на пересдачу. Если ученик не сдаёт и во второй раз, то остаётся на второй год.
- Если у учащегося более двух неудовлетворительных оценок в году, то по согласию родителей или опекунов, учащийся переводится на ступень обучения ниже.
- Если выпускник 9 класса не сдаёт ГИА, он также имеет право на повторное обучение в 9-м классе по просьбе родителей.
- Оставить на второй год по согласованию с родителями, можно и ученика, который не «созрел» для следующего класса. Причинами этого может быть то, что ребенок рано пошел в школу или не смог в полном объеме усвоить сложный материал учебного года из-за своих умственных способностей, большого количества пропусков или болезни.
Все нормы перевода учащихся регулируются в соответствии со ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273–ФЗ от 29.12.2012, освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Как помочь такому ученику?
Сохранить мотивацию к обучению, если она не потеряна, если же мотивация отсутствует полностью, стоит сделать акцент на важности учебного процесса, но ни в коем случае нельзя давить на учащегося, напоминая, что он остался на второй год.
Важно, чтобы второгодник тянулся за новыми одноклассниками, чтобы они не стали стеной против нового ученика. Важна комфортная атмосфера в классе как для второгодника, так и для остальных детей. Возможно создать атмосферу здоровой конкуренции через задания с получением определенных баллов и составления рейтинга достижений учащихся, сколько слов было выучено за неделю, сколько слов в минуту читают, викторины по знанию культуры англоговорящих стран.
Если второгодник провоцирует срывы уроков, то стоит поговорить с остальными детьми, чтобы они не реагировали на провокации, ведь именно этого и ждёт от них нарушитель. Стоит переключить их внимание на учебный процесс.
Выявить «слабые» стороны, возможно поговорить с учителями, которые были у второгодника в прошлом классе. Уточните какие учебные вопросы давались ученику сложно, что привело к неудовлетворительной оценке в конце учебного года, на что можно повлиять для улучшения успеваемости сейчас. Проведение тестирования по предмету поможет вам получить более четкую картину.
Наладить контакт с родителями. Если ученика оставили на второй год по причине дисциплины и непосещения, которые привели к плохим оценкам, то важно наладить контакт с родителями для улучшения посещаемости. Совместно с родителями осуществить контроль над посещаемостью.
Сделайте уроки более интересными. Используйте больше наглядных пособий, реальных случаев из жизни, с которыми могут столкнуться учащиеся в будущем, для объяснения нового материала. Дифференцируйте задания на уроках и домашние задания, чтобы у каждого ученика была возможность отработать новый учебный материал. Второгодник проходит данный материал повторно, поэтому ему могут быть совсем неинтересны одинаковые задания из года в год. Стоит предложить задания из другого пособия, на тему, которую проходят на уроке, взгляд с другой стороны на один и тот же вопрос. Возможно при изучении темы в первый раз ученик легко понял ее и сможет подготовить рассказ для остальных учащихся.
Научите «учиться». Если второгоднику сложно даётся процесс обучения, большое количество времени затрачивается на выполнение заданий, помогите сократить время обучения, объясняя как лучше подбирать, записывать и запоминать информацию. Например как делать заметки в тетради, как разбирать сложную задачу на более мелкие части, чтобы не перегружаться.
Поручите отличнику взять шефство над отстающим. В такой ситуации не стоит поощрять соперничество, лучше развить культуру взаимопомощи. Дать важное задание успешному ученику помогать второгоднику в решении сложных учебных задач, создавая полезное сотрудничество на уроках.
Поощряйте успехи. Если отстающий ученик завершает порученное ему дело, делает правильные выводы от всей души хвалите его успехи, лучше это делать в индивидуальном порядке, при личном разговоре, при личной беседе с родителями. Это снимет волнение из-за неудачи и позволит двигаться вперёд.
Создать правильную учебную атмосферу в классе, в котором есть второгодник, бывает достаточно сложно, но это успех дальнейшего движения не только отстающего, но и всего класса в целом.
Какие еще приемы стоит использовать для помощи второгоднику?