Открыть свой бизнес или «лечь» под крыло крупной компании?
Постараюсь раскрыть эту тему и ответить на вопросы начинающих предпринимателей и бизнесменов, которые открыли уже не один бизнес.
Немножко моих компетенций. Алексей Устинов – директор по развитию производственного предприятия. Специалист в областях: франчайзинг, стратегический менеджмент, маркетинг.
О себе рассказывать много не буду и вам не советую. Если партнер, оппонент, собеседник, читатель, захотят узнать, они об этом спросят. А навязывать свою «биографию», особенно в переговорах не стоит, надо говорить не о себе, а о собеседнике, тогда шанс на успех будет намного выше.
Итак, в «коронавирусную» эпоху многие бизнесы закрываются, а новых появляется меньше и меньше. Я заметил растущий спрос на открытие бизнеса по франшизе.
Франчайзинг, это одно из решений, которое с одной стороны позволяет минимизировать риски при старте бизнеса, а с другой стороны, те же самые риски могут многократно увеличиться!
Что я имею ввиду?
Россия хоть и отстает в сфере франчайзинга (вариантов франшиз намного меньше чем в Европе, Америке, где эта сфера максимально развита), но на мой взгляд, процент франшиз - «пустышек» ни чуть не меньше, чем в Европе, а может даже и больше, учитывая незащищенность предпринимателей.
Так вот, что я вижу, очень много компаний проработав всего полгода – год, запускают франшизу своего бизнеса, который им самим еще не начал приносить доход.
Всевозможные консалтинговые компании, пестрят предложениями, что упакуют в франшизу любой бизнес, хоть ему месяц, хоть 10 лет. Я даже встречал франшизы, которые умудрялись делать предложения, не имея ничего, кроме разработанной франшизы, у них не было ни своего бизнеса, ни опыта. Их бизнес и был продажей этой самой франшизы, и заработок именно на реализации по сути «воздуха» .
Почему опасно покупать франшизу – «пустышку»?
Покупая такую франшизу, не самое страшное потерять деньги, которые вы заплатите за саму франшизу, эти суммы, как правило не очень велики, хотя есть и «исключительные мудаки», которые и не дают толкового бизнеса, и оставляют вас, на старте, с пустыми карманами.
А самое страшное, это ваша уверенность, вы же считаете, что купив франшизу, вас непременно ждет успех и окупаемость бизнеса. Вы вливаете деньги в товары, аренду, рекламу, маркетинг, заработные платы, это все очень быстро сжирает весь бюджет, все ваши накопления. В итоге вы банкроты, а предъявить вы никому, ничего не можете. В исключительном случае, вы добьетесь возврата паушального взноса, от компании франчайзера.
Если вы уже задумывались об открытии франшизы, вы наверное посещали семинары, смотрели видео, как выбрать франшизу? Что вам там рассказывают?
А там вам рассказывают умные вещи, что надо смотреть на отзывы, на бухгалтерию компании, считать чеки, проверять договор, проверять франчайзинговый пакет, смотреть сколько точек закрылось, какой процент закрывшихся точек, проверять финансовую модель.
Все это чушь. Отзывы можно нарисовать какие угодно, включая видеоотзывы, более того, франчайзинговые точки, которые «перебиваются с хлеба на воду» могут давать хорошие отзывы, боясь признаться в своем «неуспехе». Плюс к этому заказные, проплаченные статьи об успешном успехе, липовые рейтинги которые тоже можно купить, включая награды за «суперфраншизу» года. Чеки – не показатель, не достаточно посчитать чеки несколько дней, для результативности вам придется считать их пару месяцев, так как может быть, в зависимости от бизнеса, один день пару чеков, в другой 100. Маскировка закрытия точек, тоже не проблема. Финансовую модель, "художники" вам нарисуют по идеальной «точке». Про бухгалтерию вообще промолчу, если будет интересно, напишу отдельную статью.
Что делать?
Варианта два.
- Первый, это начинать свой бизнес, без франчайзинга, опираясь только на себя, оценивая все риски, не полагаясь на ложную безопасность от «франчайзеров – пустышек». Так вы будете намного жестче оценивать свои риски и планировать бюджет.
- Ну а второй вариант, это выбор франшизы, от компании, которая уже достаточно давно на рынке, где вам открыто расскажут о всех рисках и подводных камнях, где с вами будет общаться «не попка менеджер», а представитель из руководства компании. Так как такие компании, достаточно крепко стоят на ногах, они не заинтересованы в открытии кучи своих представительств, которые загубят репутацию компании. Такого уровня компании зарабатывают не на паушальном взносе и даже не на роялти, а на расширении своей сети, росте репутации и долговременном сотрудничестве.
Надеюсь я ответил на некоторые вопросы. Кому-то помог определиться. Ну а может и запутал окончательно.
Так как я непосредственно занимаюсь открытием бизнеса по франшизе, вы всегда можете написать мне и проконсультироваться, совершенно бесплатно - пользуйтесь!
Что вы думаете о российском франчайзинге и о бизнесе в целом?
P.S. Если вам понравилась статья, или есть свои примеры и мысли, пишите в комментариях, подписывайтесь, ставьте "палец вверх".