Сегодня мы будем разбирать две основные картины, которые связаны не только с Леонардо, но и с Рафаэлем. Исследования помогут разобраться как художник, который не умел рисовать, вдруг стал писать картины лучше Леонардо да Винчи. Може ученик превзошел учителя?
Наброски к картинам - это предтеча к истории.Как же и почему они взаимосвязаны? Будем вместе распутывать этот клубок.
В 1503 году во Флоренции мастерскую Леонардо посещает его давний друг Перуджино со своим молодым учеником Рафаэлем Санти, он еще никому не известен, да писать картины еще особо не умеет, все его творения происходят под влиянием первого учителя своего отца Джованни Санти и Пьетро Перуджино. который стал вторым учителем, и Рафаэль мастерски копировал его произведения. что некоторые работы даже трудно отличить. В программу обучения того периода копирование мастеров было частью изучения живописи.
Леонардо знал родителей Рафаэля, поэтому с большим восторгом встретил юношу. с которым его связали не только теплые дружеские отношения. но и творчество. Именно благодаря индивидуальному обучению у Леонардо Рафаэль смог также натурально воплощать на картинах задуманное. а портреты людей делать как живые. Если мы посмотрим на все картины Рафаэля, то явно можно увидеть влияние знаменитых художников. Сначала это был его отец, потом Перуджино, потом Леонардо, также мы увидим нотки от Микеланджело, с которым Рафаэль тоже общался и во Флоренции и в Риме. Поскольку молодой человек был красив как ангел, его образ использовали в качестве модели разные художники, в том числе и Леонардо, и Микеланджело в своих работах тоже увековечили лик молодого Рафаэля.
Если мы сравним два портрета Рафаэля и дамы, то увидим невероятное сходство, только голова повернута как в зеркале, но лицо то одинаковое!..
Давайте посмотрим на фон, где юноша вдали мы видим замок, точно такой же замок и на рисунке, следовательно они сделаны с одного шаблона и этот шаблон создал Леонардо.
Тогда возникает версия, что оба портрета созданы Рафаэлем как часть обучения и не случайно они вместе оказались в Польше, в 1800 году их приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину "Дама с горностаем" в очередной раз отреставрировали и тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI». Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера», хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли, здесь мы видим не согласованность даже именитых ученых, но о "Прекрасной Ферроньере" мы поговорим в следующей статье. И даже если сравнить все три портрета: Автопортрет Рафаэля, Даму с горностаем и Джованну Арагонскую, то мы опять же увидим тот же самый шаблон.
Леонардо, конечно же. принимал активное участие в создании этих картин, но как учитель, поэтому при изучении и проведении анализа это и было установлено.
Что у нас получается. Если эти картины создавались юным Рафаэлем, который и стал моделью, то возникает вопрос. а как же с версией о Чечилии Галлерани и Джованны Арагонской?.. Это всего лишь доводы ученых, возможно Леонардо и использовал старые доски, где были наброски (многие так делали, чтоб добро не пропадало, используя для учебных работ). Картина с горностаем переписывалась несколько раз. да и при внимательном рассмотрении можно увидеть ляпы молодого художника: как изображены волосы, украшения, есть нарушения при использовании света и тени.. одни эти показатели указывают. что портрет создан образный, собирательного характера.. Портрет Джованны существует в двух вариантах и тоже вопрос, какой же из них настоящий. а какой учебный..они же эдентичны!.. только разница в лице и в фоне..
Может благодаря такому обучению, где художник из одного лица учиться создавать и мужские и женские образы, в будущем появились настоящие портреты великого Рафаэля.
И надо еще помнить, что мастера для своих работ использовали технические возможности того времени, как и правильные расчеты, перспективу. Да и камера обскура давалась не каждому, но благодаря ей портреты выходили на удивление реалистичными. но с этой техникой уметь надо было работать, что могли сделать единицы.