Известный в своё время англофил Владимир Дмитриевич Набоков происходил из богатой аристократичной семьи и проживал в Петербурге на Большой Морской. В семье разговаривали на трёх языках: русском, французском и английском. О самом Владимире Дмитриевиче сейчас мало кто знает, а вот его сына, известного писателя Владимира Набокова знают во всем мире.
В этой маленькой заметке речь пойдет о Владимире Дмитриевиче, личности очень интересной и весьма неординарной. С детства Владимир Дмитриевич занимался английским боксом, играл в лаун-теннис, одевался «как денди лондонский». Придерживаясь английского стиля жизни, Набоков считал и политическое устройство английской монархии наиболее правильным. Он мечтал, чтобы монархия в России стала такой же, как и в Англии: чтобы монарх царствовал, но не правил, чтобы парламент из своего большинства назначал правительство. Ему пророчили блестящую государственную карьеру, но, как говорится, не сложилось.
За участие в студенческих беспорядках его выгнали из университета и забрали в армию. После армии он окончил юрфак, стал профессором Императорского училища правоведения, состоял на государственной службе, но без успеха. Кроме того, он был камер-юнкером. Но в отличие от А.С.Пушкина званием этим не тяготился. Это при дворе тяготились таким камер-юнкером, как он. Прогнали его из камер-юнкеров за статью о Кишиневском погроме. (еврейский погром 1903 года, произошедший в Российской империи при попустительстве властей. В ходе этой резни было зверски убито 50 человек, покалечено 600 человек. Об этом погроме также писали Толстой, Короленко и др. )
Набоков особенно не переживал, что лишился этого почётного звания. Демонстративно дал объявление в газету о продаже своего камер-юнкерского мундира, тем самым поставил жирную точку на своей государственной карьере.
Покончив с государевой службой, Владимир Дмитриевич пошёл в политику. И со своими англофильскими взглядами ему прямая дорога была в партию Конституционных демократов (кадетов).
В 1906 году он избирается в депутаты первой Государственной думы. Это был звездный час Владимира Дмитриевича Набокова. Именно здесь с трибуны он произнёс фразу, вмиг сделавшую его всероссийской знаменитостью: «Исполнительная власть да покорится власти законодательной». Но звездный час продлился недолго - всего 72 дня, ровно столько просуществовала первая Государственная дума, пока ее не распустили. Набокова отдали под суд: приговорили к трём месяцам тюрьмы и лишили избирательного права.
В 1917 году произошла февральская революция, было сформировано Временное правительство, и Набоков в нем стал управляющим делами. Итог деятельности этого правительства известен. В своих воспоминаниях Набоков дал весьма нелицеприятные характеристики всем членам правительства. Исключение сделал только для одного человека - лидера кадетов Милюкова, которого он очень уважал. Но позже в эмиграции пути их разошлись; Милюков провозгласил новый курс - отказ от вооруженной борьбы с советской властью.
Набоков выехал из революционной России и проживал в Берлине, издавал газету «Руль». Продолжая заниматься политической деятельностью, он пригласил Милюкова прочитать лекцию, после которой в Милюкова стал стрелять человек с криком: «Мщу за царскую семью». Набоков попытался нейтрализовать стрелявшего, но получил пулю в сердце от второго монархиста.
Всю свою жизнь Набоков - юрист, политик, один из лидеров партии кадетов стремился к своему придуманному идеалу: превратить Россию в Англию. А жизнь отдал за своего политического противника.
На редкость трагичная судьба.