На рынке ритейла не используются комплексные решения по управлению цепочками поставок, логистика автоматизирована полностью всего лишь у 10% ритейлеров, большинство ведет подсчеты буквально в Excel и с помощью рукописных математических моделей – к таким выводам пришла ИТ-компания «КРОК» по итогам собственного исследования. Директор по развитию бизнеса в ритейле Дмитрий Смирнов рассказал о том, как оцифровать логистику и вынести из этого реальную выгоду.
Компания «КРОК», один из лидеров ИТ-индустрии России, провела масштабное исследование цифровизации управления логистикой и цепочками поставок в ритейле. Исследование включало глубинные интервью с топ-менеджерами ритейла из сегментов: food – 36%, DIY – 20%, Fashion&Beauty – 20%, детские товары – 12%, БТиЭ – 12%. Общая выручка опрошенных ритейлеров составляет более 1,6 трлн рублей, или 25% всего российского розничного рынка. Основной вывод исследования: цепочки поставок полностью автоматизированы примерно у 10% ритейлеров.
Трижды сложная логистика
Ритейл – одна из самых быстро меняющихся отраслей, драйвер внедрения технологий. Это признают и ритейлеры, и производители, и поставщики ИТ-решений.
В свою очередь управление цепочками поставок в ритейле всегда было и остается сложным направлением деятельности и динамично развивающейся областью. Логистика – наиболее ресурсоемкая часть розничного бизнеса, требующая научного, технологического и предпринимательского подхода. Здесь решаются сложнейшие задачи маршрутизации транспорта, управления заданиями склада, расчета заказов магазинов и складов, управления ассортиментом и ценообразованием.
А рынок России с точки зрения управления цепочками поставок является одним из самых сложных в мире. Это длинное логистическое плечо, территориально распределенные торговые точки, неустойчивый ассортимент, низкое качество outsource-услуг и т. д.
Можно смело сказать, что в области supply chain Россия решает наиболее сложные задачи мирового рынка. «Добро пожаловать в АД» – написано на входе в область решений для управления цепочками поставок. Давайте разбираться, что же с этим делать.
О чем говорят ритейлеры?
Как рассказали игроки рынка, основная проблема ИТ в логистике – отсутствие единого комплексного решения, и как следствие – сложность интеграции различных систем.
Далее названы недостатки в автоматизации процессов SCM, которые отметили наши респонденты:
- низкая автоматизация промоакций,
- низкое качество управления складом,
- низкая прозрачность процессов.
Важнейшими критериями в выборе ИТ-партнера являются: стоимость – 50% респондентов, опыт, референс-листы – 27%, широта функционала, соответствие ожиданиям – 23%.
Объединяя проблемы и критерии выбора партнера, мы понимаем, что ритейлеры нуждаются в создании комплексной системы управления: 1) интегрированной со всеми модулями системы, 2) с широкими возможностями, 3) быстро внедряемой, 4) дешевой.
В ловушке меняющихся требований
Почему же так случилось, что на рынке нет комплексных удобных решений? Ведь десятки ИТ-компаний не покладая рук работают над десятками алгоритмов и решений. Где все эти Big data, AI, нейросети и нанороботы?
Думаю, дело в том, что скорость изменений рынка ритейла существенно превышает скорость создания промышленных ИТ-систем. Невозможно так быстро выпускать промышленные решения, включающие в себя все необходимые в логистике блоки.
Получается, что ритейлеры находятся в ловушке постоянно меняющихся условий рынка, растущих требований бизнеса и не успевающих комплексных ИТ-систем.
Какой выход возможен? Система управления должна состоять из совокупности связанных и интегрированных между собой блоков. Выстраивать такую систему нужно с учетом особенностей предприятия и целей, стоящих перед компанией. При этом, учитывая парадигму меняющегося рынка, необходимо заложить возможность постоянного изменения построенной архитектуры.
Архитектура ИТ-системы схожа с архитектурой зданий. Здесь также жизненно важны закладываемый фундамент (принципы и цели систем), прочность материалов (отказоустойчивость), сейсмоустойчивость конструкций к «встряскам» рынка. Но, в отличие от незыблемых зданий, ИТ-система должна меняться – уметь понимать текущие и будущие требования рынка и сама себя перестраивать.
Ритейлерам сейчас нужны не промышленные системы, мощные сервера, нейронные сети и искусственный разум, а решение конкретных прикладных задач автоматизации труда. Для этого важно понимать, чем ритейлер живет и что потенциально в его бизнес-процессах может «болеть».
Спасительный симбиоз
Компания «КРОК» имеет в своем портфеле решения, позволяющие «залатать дыры» и оцифровать процессы логистики. Мы понимаем, что нужно ритейлерам сейчас и что понадобится в ближайшем будущем. А на пути к комплексному решению по управлению цепочками поставок все же сначала необходимо пройти определенные этапы, чтобы «собрать паззл». Наши решения – это инструменты, содержащие все необходимые элементы управления:
- Задачи управления транспортом (Transportation management). Специалисты «КРОК» понимают, как поднять загрузку автотранспорта, повысить оборачиваемость рейсов и в итоге снизить транспортные издержки.
- Прогнозирование спроса (Demand planning). Знаем, как сделать процесс прогнозирования эффективным, не заниматься предсказанием продаж, а управлять точностью прогноза.
- Пополнение и распределение (Replenishment&Fulfillment). Строим не заказ позиции, а управление запасом магазина. У нас есть уникальные модули сокращения товарных запасов и управления промопродажами.
- Управление ассортиментом (Assortment planning). Можем создавать не просто матрицы, а матрицы, адаптированные под место, время и покупателя.
- Ценообразование (Price formation). Модули ценообразования, которые могут принимать решения о марже магазина, категории и товара. И делать это с прозрачно управляемой логикой.
- Консалтинг. Нелюбимая многими бизнесменами тема, так как консалтинг считается пустой тратой денег. Консалтера можно сравнить с терапевтом, который должен правильно определить лечение. Конечно, многие предпочитают заниматься самолечением, иногда это помогает, но чаще всего – нет. Консалтинг, осуществляемый грамотными специалистами, приносит огромную пользу предприятию, имеющему слабую собственную экспертизу. Эту услугу можно также сравнить с трудом главного архитектора, который создает здание целиком, контролируя весь процесс строительства. Можно строить и без архитектора, но последствия несложно представить.
В мае 2020 года компания «КРОК» заключила соглашение о партнерстве с компанией «Спутник», специализирующейся на консалтинге и разработке решений по управлению товарными запасами. Благодаря экспертизе, наработкам и готовым модулям «Спутника» мы существенно повышаем качество своей услуги.
«Решения компании «Спутник» – элемент в огромной линейке решений компании «КРОК», – говорит директор компании «Спутник» Олег Ткачев. – Благодаря совместной работе мы сможем предложить рынку как широкий спектр услуг, так и очень глубокую проработку процессов».
Наш подход к решениям можно назвать словом «симбиоз». Это симбиоз сильных сторон двух компаний, симбиоз разработки и бизнес-экспертизы, симбиоз систем заказчика и интегратора.
Насколько дорого симбиозное решение? Такой комплексный подход – один из самых дешевых на рынке. Дешевле этого может быть только собственная разработка, и то только при условии совмещения ее с качественной экспертизой в постановке задач. Благодаря тому что выбирается только решение для конкретных необходимых задач, достигается максимальный совокупный эффект, как с точки зрения производительности, так и с точки зрения себестоимости.
Компания «КРОК» предлагает участникам рынка решение их задач посредством выбора лучшего и наиболее подходящего решения для клиента.
Бюджет SCM, включая закупки, как правило, превышает 50% бюджета сети. Поэтому именно эффект от оптимизации цепочек поставок очень высок. Например, только на управлении товарными запасами по всей сети можно получить экономию более 10% оборота с учетом цены денег и оборачиваемости товара. Точный прогноз спроса при помощи ИТ-инструментария может дать от 5 до 10% экономии. При условии постоянной оборачиваемости минимизируем затраты на хранение и прочие издержки – получаем больше прибыли. Так, при обороте 10 млрд рублей в год розничная сеть может сэкономить на оптимизации цепочки поставок от 1 млрд рублей.
А что дальше?
Пока ритейлеры только приходят к осознанию того, что при помощи ИТ можно и нужно наводить порядок в цепочках поставок товаров. Но уже пора переходить к конкретным внедрениям, ведь отлаженный и гибкий бизнес – стабильный бизнес, которому не страшен ни один «черный лебедь».
Валерия Миронова, Retail.ru
Теги: КРОК логистика автоматизация SCM Спутник ИТ
Статья относится к тематикам: E-commerce, интернет-магазины, Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы, Бизнес мнения, Логистика в ритейле, Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru