Приключения – вещь захватывающая. Мало кто из городских жителей, ездящих за рулём, не мечтал когда-нибудь промчаться по бездорожью. Да так, чтобы дух захватывало! Компания «Русский мир приключений» даёт возможность каждому преодолеть трассу в 50-60 километров, в основном, по полям и лесам.
Мы стартовали из торгово-промышленной зоны «Боровлёво-1» и некоторое время ехали по трассе М-10, прежде чем свернуть на шоссе в сторону Тургиново. В мини-экспедиции на джипах «Нива» участвовали четыре экипажа из журналистов и блогеров, по трое в каждой группе. За рулём, кроме одного автомобиля, находились инструкторы. Обычно с группой отправляется всего один инструктор.
Пока двигались по асфальтовой дороге, привыкали к управлению машиной. На водительском месте в нашем джипе была участница пробега Екатерина Соколова. Она второй раз вела отечественный внедорожник, коробка передач не сразу начала её слушаться.
Погода была пасмурной, пейзаж по обеим сторонам покрывала лёгкая дымка, моросило. За Гришкино пошли типичные русские деревни с деревянными домиками и берёзки.
Директор компании «Русский мир приключений» Родион Казак по рации рассказывал о туристических достопримечательностях. Остановились около Мемориально-художественного музея Валентина Серова в Домотканово. Живописное место, записали телефон со стенда, чтобы как-нибудь приехать на экскурсию в усадьбу.
Как оказалось, в расположенной рядом деревне Красная Новь живёт многодетная семья Акимкиных, в которой четыре сына и четыре дочери. В своём хозяйстве они изготавливают по старинным русским рецептам квас и пекут бездрожжевой хлеб. Развить дело помог госпроект «Социальный контракт».
За время небольшого путешествия водитель и мы с фотографом успели обсудить происхождение борщевика, заросли которого часто были видны на обочинах. Когда говорят о борьбе с этим вредителем, часто упоминают о внушительных масштабах трагедии. Но, только проехавшись по сельской местности, ты понимаешь насколько всё запущено.
За Щербинино, пока мчали по просеке, увидели с одной стороны работающую пилораму с объявлением-растяжкой «Вагонка», а с другой – раскидистый высокий борщевик. Дальше машины начали месить грязь просёлочных дорог, и организатор по рации попросил включить пониженную передачу.
Это означает, что при той же передаче скорость будет меньше, а тяговое усилие выше. Всё равно на таких участках особо не разогнаться. Преимущество машин типа «4х4».
В радиоэфире звучали напутствия при езде по пересечённой местности. Соблюдать между машинами дистанцию – если одна застрянет, другая не должна в неё врезаться. В этом случае для вытаскивания используют тросы.
Также ещё одно важное правило – не ехать друг за другом точно по одной колее. В противном случае на топком участке можно увязнуть.
Сесть в лужу, в прямом смысле, возможно, если едешь слишком медленно. Поэтому гнать не стоит, но нельзя и допускать проволочек. Важно выбрать темп. А все лужи и другие сомнительные места преодолевать сходу за один раз.
Близ Чуприяновки наблюдали, как по картофельному полю бежали симпатичные собаки. Явно домашние. Дальше по обочине встретился и бегун в облегающем современном спортивном костюме, не вписывающийся в картину сельской местности – деревушки, трактора, сено, пасущийся скот.
В населённом пункте Маслово расположена уникальная старинная церковь Иоанна Предтечи. Здание находится в аварийном состоянии. Даже аист, который в прошлом году гнездился под крышей, улетел с насиженного места – прокомментировали коллеги.
За деревней ехали по лугу, временами скатываясь в лужи. Брызги мутной воды летели прямо на лобовое стекло. И тут первая машина колонны остановилась, как вкопанная – тропу перед бампером перебегал маленький ёж. Животное сразу приковало взгляды всех участников заезда, в том числе, фотографов.
Следующее испытание нас ждало на опушке леса. Изначально планировали в этом месте переехать вброд ручей, но он так сильно разлился, что первый внедорожник «хлебнул воды». Когда он выехал обратно на кромку лесополосы, вода стекала из фар, это значило, что даже в салоне промокли коврики. После дождя слышно было, как и деревья вокруг важно хлюпают.
В итоге после небольшой просушки мы пересекли этот ручей в другом месте. Без эксцессов.
Продолжили в этом же направлении ломиться через лес. И это был первый случай, когда понадобилась бензопила. Дорогу перегородила крепкая коряга. В дальнейшем пилу и топор попеременно вытаскивали раз 10. Чем дальше в чащу, тем больше попадалось валяющихся поперёк пути деревья. Также в арсенале у организаторов оказалась лопата.
Пока пилили первую корягу, я посмотрел по навигатору – до деревень Цветково и Езвино оказалось полчаса в объезд. Напрямки, надо думать, выходило короче.
Недалеко от нас, как выяснилось, находится узкоколейка, построенная в прошлом веке. Провели её сюда, чтобы заниматься осушением болот. Рельсы больше не используют, а топи никуда не делись.
Там была навалена гать. Хворост позволяет преодолеть полосу болотистой почвы. Когда наша «Нива» скатилась с очередного спуска, водительский борт сильно обдало жидкой грязью. А из-за того, что мы забыли закрыть боковое стекло, брызги попали и на заднее сиденье. Ещё забавно, когда ветки хлестали по лобовому стеклу, Екатерина, Сергей (фотограф) и я синхронно нагибались. Хотя и были в относительной безопасности.
И в этот момент мы застряли. Тогда и пригодился трос, которым впередистоящая машина вытаскивала нас. Понадобилось всего около 2 минут. За всё время поездки 3 из 4 машин садились на брюхо. В стандартной экспедиции участвует максимум 4 «Нивы», но обычно садится «на мель» всего одна.
Затем мы добрались до второго Гришкино, малого. Здесь по обочине гуляла колоритная русская бабушка в платочке.
Близ деревни Езвино первая машина в нашей цепи заметила стоявшего на столбе одинокого аиста. Затем в отдалении обнаружили ещё пару этих птиц, гнездившихся на водонапорной башне. Удалось сделать несколько снимков.
Далее, минуя деревню Турово, мы добрались до посёлка Маяк. У него говорящее название, потому что здесь построили копию деревянного авиамаяка 60-х годов ХХ века. Он помогал ориентироваться тверским лётчикам, которые заходили на посадку на аэродром, расположенный на месте части теперешнего микрорайона «Южный».
Здесь же начала работу полевая кухня, подкрепились гречневой кашей с тушёнкой, бутербродами и чаем. Марина Иванова, работающая в «Русском мире приключений» («Russian World of Adventures»), рассказала, что с апреля с ними по маршутам «Гришкино-1» (мы ехали), «Гришкино-2» и «Савватьево» уже прокатилось около 25 групп туристов – в основном, это гости из Москвы и других регионов, реже – тверитяне. В планах разработка новых маршрутов, в том числе смешанных – отрезок пути на машинах, отрезок – на байдарках.
Вторая часть путешествия была короче, но не менее увлекательна. На одном из крутых спусков мы рисковали врезаться в дерево, но благодаря искусству вождения Екатерины, обошли препятствие. Затем были более спокойные радости – остановились пособирать землянику и малину. Нашли одинокий гриб.
Вернулись тем же путём – через Большое Гришкино, по Бурашевскому шоссе на финишную точку в Боровлёво-1. Наша машина с Екатериной и Сергеем была самая заляпанная грязью, вплоть до крыши. Зато можно сказать, что мы вырвались из городской суеты и насладились лесной природной и интересными «покатушками» с RWA.