Найти в Дзене
Сельская нива

Узница фашистской неволи

Два года Нина Григорьевна Пестрикова из села Пружинки провела в Германии. Она была насильно вывезена фашистами вместе с другими детьми и подростками.

Мирная жизнь с заботами о детях и внуках так и не смогла вытеснить из памяти бывшей узницы тех печальных событий.

– Родилась я в июне 1927 года в посёлке Нападовка Лановецкого района Тернопольской области, – рассказывает Нина Григорьевна. – В семье из четверых детей я была старшей.
Когда в лесу на границе с Белоруссией был образован партизанский отряд, отец Григорий Андреевич Мулярчук, музыкант, игравший на кларнете, выполнял задания подпольщиков. Иногда работу перепоручал смышлёной старшей дочке. По словам Нины Григорьевны, она несколько раз подкладывала взрывчатку под рельсы, и пускала под откос вражеские поезда.
Осенью 1943 года в посёлок приехали фашистские каратели. Отца Нины и других мужчин, на которых донёс мужчина, который бесплатно квартировался в ее родном доме, арестовали и вывезли сначала в лагерь для военнопленных, а затем в концлагерь «Хелмно» на территории оккупированной Польши.
Поздней осенью того же года Григория Мулярчука сожгли в крематории. Двоюродные братья под дулами автоматов уложили его на носилки и живым отправили в печь. Об этом они сами рассказали семье подпольщика, когда вернулись после войны едва живыми. А после тягот концлагеря сами вскоре умерли.
Нина узнала о подробностях гибели отца, когда вернулась из немецкого плена, куда попала еще раньше – весной того же 1943-го года. Партизанам на одной из станций удалось открыть два первых вагона с пленной молодежью. Некоторых конвоиры расстреляли. Состав переформировали и отправили в Эрфурт (аграрный район в Германии).
Нину забрал к себе в дом хозяин пивной, для которого она стала рабыней – с утра доила коров, а потом до вечера мыла пивные бокалы. Наблюдая за тем, как она неумело доит корову, хозяин бил ее кнутом по спине. Испугавшись, что он забьет ее до смерти, Нина сбежала. Попав под проливной ливень, сильно простудилась, но шла в неизвестном направлении, лишь бы подальше от мучителя. Добрела до польского распределителя, где для нее нашёлся новый хозяин. Среди немцев всякие люди были. Отто и его жена выделили ей небольшую комнатку, хорошо кормили, а главное, не били, хотя работать тоже приходилось много.
В мае 1945-го звуки канонад и перестрелок стали слышны и в тихом немецком селе. От взрыва загорелся хозяйский дом. А потом приехали на машине американцы, объявив, что конец войне. Собрали всех пленных и довезли до Берлина. До дома Нина добиралась почти месяц, в основном, на машинах. В конце мая она открыла калитку родного дома, вошла в сад, и в распахнутом окне увидела маму, брата и двух сестер.
Дальнейшая жизнь Нины Григорьевны сложилась вполне счастливо. В 1950 году вышла замуж за чекиста Ивана Петровича Пестрикова. В 1953-м он привез жену на родину, в село Пружинки Липецкого района. У них родились четверо детей. В конце 1990-х Нина Григорьевна овдовела. В 2012 году на федеральные средства узнице фашисткой неволи купили дом. Он ей напоминает отчий, из которого она была угнана в фашистский плен.

Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф