Когда мы слышим: "вандал", "вандализм" и т.д., то сразу понимаем, о чем речь. Это о чем-то диком, неотесанном, грозящим культуре и цивилизации. Именно в таком контексте вошли в историю восточно-германские племена силингов и асдинков, которых римляне обобщили под название вандалов. Впервые это название использовал Плиний Старший в I веке н.э., среди германских племен обозначив «вандилиев». Однако он не выделял их как что-то особое в смысле дикости и жестокости. Да, они такие, но таковы все германские племена.
На взгляд цивилизованного имперца, читавшего книги, в том числе на греческом, любившего искусство в самых утонченных его проявлениях, размышлявшего на философские темы, культивировавшего чистоту тела и души, пользовавшегося ванной, канализацией и прочими удобствами, вандалы (как и прочие германцы) были фактически полуживотными. Лохматые, немытые полулюди с жестокими обычаями и примитивным образом жизни.
Основным занятием вандалов была война, поэтому их образ жизни был кочевой. Разумеется, у них была своя культура, верования и обычаи. Но главным культом был культ силы. Распространяясь на все большие территории, вандалы то порабощали другие племена, то вступали с ними в союзы, чтобы вместе опять-таки кого-то поработить. В 270 году они объединились с сарматами, чтобы впервые посягнуть на Римскую империю. Тогда они потерпели неудачу, но заключили с Римом договор, по которому обязались поставлять империи конницу.
Дальнейшие несколько веков прошли в постоянных боях и поиске новых территорий. Объединившись с аланами, они были вытеснены вестготами на Пиренеи. В V веке королем вандалов стал Гейзерих, как раз в это время началось формирование государственности (до того у них были родоплеменные отношения). В это время Римская империя была ослаблена внутренними раздраями, так что варварам удалось отобрать у нее Карфаген. Местное население, утомленное властью римлян, было радо избавиться от нее.
Так под руководством Гейзериха в северной Африке возникло сильное амбициозное государство, с которым Рим заключил мирный договор, как с равным соперником. Недолго обе империи сосуществовали мирно. В 455 году вандалы захватили Рим, и началось его жестокое разграбление, после чего и возник термин "вандализм". Вандалы действительно вели себя как взбесившиеся дикари, буквально растащив ценности великого города по кусочкам.
Однако это стало и началом конца вандалов. Гейзерих умер, и после него не нашлось такой же харизматичной личности, которая могла бы объединить народ и задать ему общую цель. Разбогатевшие на грабежах вандалы обленились и предались наслаждениям. Постепенно они ассимилировались другими народами, как бы растворившись в водовороте истории.
Что касается вклада вандалов в мировую культуру, тот он разве что в том, что они стали образом тупой разрушительной силы, направленной на уничтожение этой самой культуры.
Читайте еще на моем канале:
Как мы себя определяем через еду: еда как культурный феномен
Можно ли назвать Леонардо да Винчи философом?
Из блога мужа:
Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну