Найти в Дзене
Точка ART

Как появился красный клоунский нос?

В новой книге «Мода и Театр. От охотничьих плясок до фэшн-шоу» Марина Скульская, историк моды, автор бестселлеров «Мода. Самое человечное из искусств» и «Адам и Ева. От фигового листа до скафандра», представляет увлекательную историю взаимоотношений моды и театра со времен Верхнего палеолита до наших дней.

Книга пока не поступила в продажу, и у читателей журнала Точка ART есть возможность первыми познакомиться с ней в рубрике «Книжное воскресенье».
Плакат цирка Фрателлини
Плакат цирка Фрателлини

Сегодня красный поролоновый шарик на резинке — самый узнаваемый и доступный атрибут костюма клоуна. Ввел его в моду Альберто, один из трех знаменитых братьев-основателей цирка Фрателлини, гастролировавшего с начала ХХ века по всему миру и осевшего в 1920-е годы в Париже. Альберто выходил на сцену в старом помятом костюме, нелепых клетчатых брюках, туфлях с невероятно длинными носами и с ярко размалеванным лицом, напоминающим маску: гигантский рот, приподнятые до самого лба брови, которые обрамляли карикатурные букли или клочки ярко-рыжих волос, и огромный накладной красный нос.

Его брат, клоун Франческо носил средневековый костюм шута из разноцветных кусочков ткани, шапочку моряка, из-под которой выбивался маленький кок, и покрывал лицо белилами, подобно Пьеро. Этот образ в сочетании с тельняшкой переняли французские мимы. Наконец, клоун Пауло придумал для своего персонажа потрепанный фрак пьянчужки, цилиндр, больше напоминающий клоунский колпак, ботинки в форме обезьяньих лап и весьма сдержанный макияж с прорисованными бровями, мимическими морщинками у смеющихся глаз и выкрашенным в красный цвет носом.

Отто Эйерман "Цирковой артист", 1850г
Отто Эйерман "Цирковой артист", 1850г

Костюм шута испокон веков отличался необычными, броскими деталями и пестротой. Помимо красного петушиного гребня и ослиных ушей с бубенцами были приняты сочетания как минимум двух цветов в платье и часто — яркие полоски. Менестрели в Западной Европе носили одежду, в которой соединялись синие, зеленые, красные и желтые куски ткани. Этот образ хорошо нам знаком по «Джокеру» в игральных картах и по одному из старших арканов Таро, который называется «Шутом», «Дураком» или «Безумцем». Для «Парижской корпорации Беззаботных ребят» были характерны наряды желто-зеленого цвета.

Кукольный театр и выступление акробатов. Табакерка, ювелир Жозеф Этьен Блерзи, художники Луи Николя и Жозеф Бларенберге, Париж, 1778-1779, золото, эмаль, пергамент. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Кукольный театр и выступление акробатов. Табакерка, ювелир Жозеф Этьен Блерзи, художники Луи Николя и Жозеф Бларенберге, Париж, 1778-1779, золото, эмаль, пергамент. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Русским потешникам также полагались пестрые наряды. Вот, к примеру, выписки из царских расходных книг: «Апреля 1. Дураку Моисею куплены ферези и кафтан крашененой желт» (1613-1614). «Мая 31 дня. Государеву потешнику Науму слепому зделано платья: однорядка (верхняя широкая одежда из одного ряда ткани, без подкладки), сукно аглинское зелено, на потпушку 1 аршин без чети киндяку (ткань с набивным узором) лазоревого, на строку пошло золотник шолку багрового, нашиты петли хамьянные (недорогая шелковая ткань), пришито 12 пуговиц серебряных белых, на отлошки лоскут отласу золотного…ферязи: киндяк лимонной, на потпушку зендени черленой 1 аршин без чети, на потклатку полпята аршина крашенины лазоревой, на настилку бумаги хлопчатой полфунта, нашивка — шолк черлен с мишурою», — это 1635 год.

Полный текст статьи здесь: https://magazineart.art/book/marina-skulskaja-moda-i-teatr-ot-ohotnichih-pljasok-do-fjeshn-shou/