Найти тему
Осколки прошлого

Памяти московской "Олимпии"

Как вы думаете, могла ли мэрия Парижа в один прекрасный момент принять решение о сносе концертного зала "Олимпия" в связи со строительством где-то в предместьях Парижа нового зала? Или мэрия Нью-Йорка снести "Карнеги-холл", на сцене которого выступали самые знаменитые певцы и коллективы мира? После подобного вандализма мэр Нью-Йорка или Парижа вылетел бы из своего кресла на следующий день.

К сожалению, такое произошло в Москве во второй половине нулевых годов, при правлении Лужкова-Ресина. Москва потеряла уникальный, знаменитый, что называется "культовый" концертный зал - Государственный концертный зал "Россия", который благодаря своей истории по праву носил неофициальное звание "Московская Олимпия".

5 ноября 1971 года в Москве открылся ГЦКЗ "Россия" и буквально с этого момента поток зрителей в зал не прекращался никогда. И каждый, кто входил в этот зал со стороны Москворецкой набережной, в первые же минуты был покорен красотой, торжественностью, величием фойе.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Главный вестибюль представлял собой обширный двусветный зал, переходящий далее в фойе первого этажа. Мраморный пол из благородного газгана, белый мрамор на пилонах, стенах и каннелюрах круглых колонн отражали блеск и игру света, многократно повторенную оригинальными хрустальными светильниками, украшавшими потолок.

Перед входом в зрительный зал мраморный пол переходил в в золотистый ковер. Контрастом к беломраморным колоннам и пилястрам становилась отделка стен зрительного зала, выполненная из красного полированного дерева.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Изящные хрустальные бра в латунной оправе лишь подчеркивали этот контраст.

Оригинальным решением архитекторов было также размещение кулуаров, огибающих зрительных зал с трех сторон. В советской архитектуре это решение не имело аналогов, обычно боковые фойе и кулуары доходят только до сценической части.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Далее зритель проходил в зрительный зал. Широкие ряды кресел, обитых серовато-сиреневой тканью, четкие ряды барьеров балконов по бокам, красивый оригинальный занавес с эмблемой Зала, светлые стены из специальных акустических панелей, максимально улучшающих акустику зала.

Возможностям освещения зала практически не было предела: продуманная уникальная система освещения с множества точек предоставляла световой партитуре поистине неограниченные возможности. Недаром именно здесь была исполнена знаменитая световая симфония А.Скрябина "Прометей", которую автор задумывал как полную гармонию музыки и света и даже не представлял что его произведение будет исполнено в таком зале с фантастическими возможностями. Именно в ГЦКЗ "Россия" гениальная задумка автора смогла воплотиться максимально эффектно.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Потрясающий эффект также возникал когда из ячеек светопрозрачной решетки потолка спускался 21 цилиндр, раскрывавшиеся на ходу и превращавшиеся в цветы-люстры.

Но и это еще не все. Легким движением руки оператора в течение 20 минут партер превращался в...танцевальный зал. И зрители, которые об этом не знали, поистине теряли дар речи. Если представление состояло из двух частей - концерт и бал, то после антракта зрители заходили в партер и вместо кресел и сцены попадали в огромный танцевальный зал с хрустальными люстрами и феерической игрой света.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Необходимо добавить, что были предусмотрены шесть вариантов трансформации зала, при которых количество мест менялось от 2500 до 950, а площадь эстрады возрастала от 450 до 1200 кв.метров.

За несколько десятилетий на сцене ГЦКЗ "Россия" выступали все самые знаменитые артисты и коллективы СССР и зарубежных стран, проходил Московский международный кинофестиваль, тематические вечера.

И вот этого уникального зала нет уже много лет. Он варварски уничтожен, разрушен. И , к великому сожалению, ни один из деятелей культуры не встал на защиту этого уникальнейшего, красивейшего Храма культуры, хотя, выступая на его сцене, они неоднократно клялись в любви и верности этому культурному оазису. Это осталось на их совести. Теперь на его месте какой-то огород и наскоро сколоченный другой концертный зал. Бюджеты освоены.

А красивый белый мрамор сколот со стен и колонн и выброшен. Люстры отвинчены и перенесены в Лужники, во Дворец спорта. С чьей-то неумной руки сарай, который ранее был дворцом спорта, получил "по наследству" звание ГЦКЗ "Россия", Это все как если бы хрустальную люстру из вашей квартиры перевесить в гараж и назвать его "гостиной".

Существует замечательная книга многолетнего редактора ГЦКЗ "Россия", автора многих музыкально-драматических представлений, Марии Мульяш, в которой она описывает историю и творческую жизнь "России" и уважительно через всю книгу называет свое место работы и вдохновения - Зал. Именно так и только так, с большой буквы.

Бывали ли вы в этом Зале? Считаете ли что уничтожение ГЦКЗ "Россия" было преступлением перед московской культурой? буду благодарен всем за отзывы и лайки.