Найти тему
Мел

«Маше 18 лет, она учится в 7-м классе»: как система распределяет детей-сирот в коррекцию

Маша попала в детский дом в шесть лет. После первого класса её без всяких причин отправили в коррекционную школу. И сейчас, когда её ровесники поступают в вуз, она учится в шестом классе. Её историю для блога БФ «Арифметика добра» рассказывает Рита Вестфалл.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Звенит школьный звонок, распахиваются двери 7б класса и толпа детей вылетает наружу. Одной из последних выходит стройная высокая девушка. От учителя её отличает только рюкзак за спиной. Маше 18 лет и она учится в 7 классе.

Не потому что прогуливала или не делала домашних заданий, а потому, что Маша — сирота. Система решила за неё, что она будет учиться по коррекционной программе. И она училась. Всем так было удобнее.

В 16 лет Машу перевели в другой детский дом, где не побоялись, не закрыли глаза, а взяли и назначили комиссию, которая сразу же признала Машу способной к обучению по общеобразовательной программе.

«Я родилась в деревне, мы жили с мамой, бабушкой и старшим братом Игорем, ему было три года. Папа с нами никогда не жил, я ничего о нём не знаю. Мама нас любила, мы хорошо жили. Я мало помню, конечно. Но она играла со мной, кормила. А потом мама умерла. Мне было четыре года. Игорю семь. Мы остались с бабушкой. Я до сих пор не знаю, что случилось. Мне не рассказывают, а я не спрашиваю».

После смерти мамы опеку над Машей и её братом оформила бабушка. Но через два года, когда Маша была в старшей группе детского сада, с формулировкой «бабушка не справляется с обязанностями опекуна» обоих детей забрали и поместили сначала в больницу, а потом в приют.

«Когда нас забрали, я спрашивала: „Почему?“ Мне говорили, что бабушка не справляется с Игорем. Мы с ним потеряли друг друга. Наверное, он плохо учился, баловался в школе. Дальше началась другая жизнь, бабушка много ездила вначале, каждые выходные, всегда, когда могла. До самой смерти».

-2

Дальнейшие годы жизни Маши, количество детских домов, которые она сменила, очень ярко демонстрируют, что для системы ребёнок — не равно личность. Ребёнок — это просто личное дело, которое перемещают так, как считают нужным.

После больницы Маша с братом попала в приют в небольшом населённом пункте, там пробыли год и были переведены в детский дом в селе Алнаши, где Маша пошла в первый класс гимназии (запомните этот момент, гимназии!).

Но что-то случилось, детей решили перераспределить. С тех пор они не общались и не виделись

Почему детей разделили, почему Машу не отправили в интернат в Ижевске, а перевели в коррекционный детский дом в селе — неизвестно. Но следующие 5 лет своей жизни обычная девочка, закончившая 1-й класс по стандартной программе, училась в коррекционной школе 8-го вида. С 8 до 13 лет.

«Когда мне исполнилось 13 лет, умерла бабушка. Мы с братом совсем потеряли друг друга. Меня нашла двоюродная сестра моей мамы. Она оформила гостевой режим и стала брать меня к себе на все выходные и каникулы. Не знаю, почему меня отправили в коррекцию. Никаких тестирований мне не делали, вела я себя нормально».итайте также:

В 13 лет Машу снова решили перевести, на этот раз в интернат в Ижевске, там она прожила ещё два года, окончила 8 класс коррекционной школы. Для детей с умственной отсталостью. И в 15 лет пришло новое распоряжение о переводе. В тот детский дом, где Маша живёт сейчас.

«Мне было всё равно, когда нужно было переезжать. Нас не спрашивали, не объясняли. Собираешь вещи и едешь. Вот и все. Когда я приехала в детский дом, где я сейчас, меня почти сразу отправили на комиссию, называется ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия, определяет, по какому образовательному маршруту следует идти ребенку). Со мной говорил психиатр, психологи, я рисовала, делала тесты, по школе отвечала и просто про жизнь. И с меня сняли диагноз, сказали, что я могу учиться в обычной школе. Так в 16 лет я попала в 6-й класс общеобразовательной школы. И тогда же меня записали в программу «Шанс» от фонда «Арифметика добра». Я получила репетиторов почти по всем предметам. Меня очень поддерживали.

Представляете, в 16 лет в 6-й класс? Но я не стеснялась детей. Я стеснялась того, что так мало знаю

За год я стала почти отличницей, меня только учёба интересовала. Меня ещё детский дом отправил в музыкальную школу, у меня идеальный слух, оказывается. Я играю на гитаре, балалайке и пианино. Принимаю участие в конкурсах. Первые дни учёбы я думала, что ничего у меня не получится. Учителя онлайн, столько предметов новых. Но рядом со мной сидела социальный педагог, и все говорили, что всё у меня пойдет, что я пойму. И они были правы».

-3

Моя тётя — Людмила, она для меня как мама. У неё три сына, и я одна дочка. Мы не говорим о брате и маме. Я не начинаю, она тоже. Зачем? Главное, что у меня есть семья. Жалко, конечно, что меня раньше не перевели на обычную программу. Я бы уже могла поступать в вуз. Но ничего, значит, так было нужно. Глупо грустить об этом.

Летом я ездила в кампус в Москву, это такой образовательный семинар, который делает фонд «Арифметика добра». Там я научилась контролировать свои эмоции. Мы обсуждали, как правильно вести себя в обществе, говорили о безопасности и отношении к деньгам. Это было очень полезное время, для меня особенно. Я мало видела в жизни, плохо разбираюсь в финансах, других людях. «Шанс» — это такая программа, которая не просто готовит к экзаменам и помогает по школьным предметам. Благодаря ей можно разобраться в жизни. Я очень благодарна, что мне и ребятам из моего детского дома повезло в неё попасть».

Сейчас Маша занимается с репетиторами только по русскому и математике, у неё нет троек, она твёрдо знает материал и готовится к поступлению в московский вуз. Впереди еще несколько лет школы, и мы очень гордимся тем, что будем рядом с ней эти годы. Огромное количество ребят, живущих в детских домах, способны учиться намного лучше. Для этого им нужно немножко веры и учитель, который покажет, что победить можно любой предмет, а потом и полюбить. Поддерживая программу «Шанс», вы вселяете веру в себя и помогаете очень талантливым детям.