Найти тему

О клеймах английского фарфора

 Успех открытого в XVIII в. на Европейском континенте фарфора нашел быстрый отклик на Британских островах. Но в отличие от других тогдашних фабрик фарфора, основанных по инициативе и при финансовой помощи царствующих особ или богатой аристократии, в Англии пионерами производства фарфора были частные купцы. Они не прибегали к помощи королей и не добивались прав на монополию, а во всем полагались на собственную предприимчивость. Это благоприятно повлияло на развитие фарфорового производства в Англии, и очень скоро оно достигло европейского уровня. В Англии поначалу не знали секретов создания твердого фарфора и поэтому в первое время ограничивались выпуском мягкого (фриттованного) фарфора на манер французского, потом были изобретены костяной и стеатитовый фарфор. Первой фабрикой, вырабатывающей настоящий фарфор, стала мануфактура, расположенная в Плимуте в южной Англии. Наибольший расцвет производства фарфора приходится на вторую половину XVIII в., когда возникли самые крупные английские фабрики.

То, что английские фабрики были частными предприятиями, отразилось на особом характере их маркировки. Например, не ставились, как везде в Европе, гербовые щиты или вензеля владельцев, увенчанные митрой. Вначале подражали китайским клеймам, потом стали употреблять знаки в виде полумесяца, якоря и т. п., ставили также названия местностей (либо их начальные буквы) или фамилии владельцев фабрик (позднее обрамленные нарядными картушами).Часто меняли форму маркировки, заимствуя без стеснения знаки таких известных мануфактур, как Мейсен, Севр и др. А английские фабрики также копировали друг у друга свои фабричные клейма. Тогда не было строгих правил маркирования, и иногда на отдельных предметах из одного сервиза ставили разные клейма и даже два разных клейма на одном предмете. Частая смена хозяев фабрик и создание новых компаний также влекли замену маркировки.Все это затрудняет идентификацию отдельных произведений английской керамики. Характерной чертой маркировки является использование оттисков с гравюр на меди (с XVIII в.). Такие декоративные клейма делались для увеличения спроса покупателей. В них просматривается некоторое влияние экслибриса. Этот эффектный способ маркировки был потом перенят во всей Европе, это касается и польской керамики (Цмелюв, Коло, Влоцлавск и Каменный Брод).
https://antiqueland.ru/articles/12/