Шрифтами пользуются все. Это главный визуальный инструмент в демонстрации продуктов и услуг. Но здесь нужно быть осторожным. Не всё, что в свободном доступе — бесплатно.
Предприниматель должен знать, какие права может нарушить. Ведь порой чужие ошибки оборачиваются бизнесу в кругленькую сумму — от 10 тыс. до 5 милл. руб.
Шрифт отнял у бизнеса 2,5 милл. руб.
Самым ярким примером, из последних нарушений в сфере шрифтов, стало дело о чае (Постановление от 3 апреля 2018 г. по делу № А32-37020/2016). Правообладатель заметил, что его шрифт используется на упаковке. Денег с этого не получал. Он предъявил претензию организации. Но договорится у них не получилось.
Владелец шрифта обратился в суд. Суд удовлетворил требования и признал продукцию контрафактной. Была запрещена продажа продукции. А также хранение и перевозка тем предприятиям, кому контрафактный чай был отгружен. В итоге владелец шрифта отсудил 2,5 миллиона рублей.
Прежде чем правообладатель обратится в суд. Соблюдается стадия досудебного разбирательства. Направляется письменная претензия в организацию, которая нарушила права. А когда не удается договориться, уже подается заявление в суд.
Не нужно доводить до крайних мер. В случае проигрыша в суде, организация оплатит не только шрифт, но и судебные издержки.
Сбербанк вовремя спохватился
Бывают ситуации, когда шрифт покупают, но используют не в соответствии с лицензией. Такие споры в российской практике сложно найти. Возможно, из-за сложности доказуемости такого правонарушения. Но они имеют место быть.
Здесь я хочу привести в пример Сбербанк. Кто бы мог подумать, что банк государственного уровня, мог бы стать ответчиком в суде за нарушение авторского права. Если бы вовремя не спохватился.
В 2010 году Сбербанк сделал ребрендинг. Все новостные ленты пестрили яркими заголовками. Но мало кто знает, о небольшом конфликте использования шрифта Fedra в рекламной кампании банка. Эта информация распространилась в пределах форума.
Шрифт активно использовался в новых рекламных плакатах. Это не осталось без внимания. Кто-то на форуме «в слух поинтересовался», покупал ли Сбербанк лицензию на шрифт Fedra. Выяснилось, что лицензии были приобретены. Но агентства, отвечавшие за ребрендинг и рекламную кампанию, купили четыре десктоп-лицензии, а сам банк — ни одной.
В шрифтах лицензия распространяется на определенное кол-во компьютеров. Условия прописываются в лицензионном соглашении. Если этого количества окажется мало, нужно еще докупать лицензии.
Теперь задумайтесь. У сбербанка больше 80 филиалов по всей стране. Четырех лицензий было бы явно недостаточно, для организации такой крупной рекламной кампании. По правилам лицензионного соглашения, лицензия на шрифт должна быть у каждого агентства и на каждом компьютере, где установлен шрифт Fedra.
Чтобы избежать нежелательных конфликтов, банк связался с автором и приобрел полные комплекты шрифтов Fedra Sans Pro и Fedra Serif Pro:
- для себя — на 45-ти компьютерах;
- для агентств, их обслуживающих — на 30-ти компьютерах;
- и отдельную лицензию для эфира — на 10 лет.
Конфликт не дошёл до суда.
Рекомендации
Обращайте внимание, какие шрифты используете. Если бизнесу не по карманам дорогие версии, скачивайте бесплатно с проверенных источников (например, Google Fonts). В комплекте со скачанным шрифтом должен быть файл с информацией о лицензии. Вам нужна лицензия OFL или Apache 2.0 - это шрифты, которые можно использовать бесплатно в коммерческих целях.
Если Вы работаете с дизайнером. Не поленитесь поинтересоваться, какой шрифт и с какой лицензией он использовал в вашей рекламе.
Мне встречались брендбуки небольших организаций, в фирменном стиле, которых присутствовали платные начертания шрифтов без лицензий. Даже сегодня не все дизайнеры и предприниматели относятся к этому серьезно. Возможно, потому что не видят всей картины целиком. Ну кто будет углубляться в юридические нюансы. Дизайнеры? Предприниматели? Кому это в первую очередь нужно?