Первое, что нужно вспомнить – до начала математического доказательства мы уже знаем свойства доказуемого, знаем финальный пункт. В теологии же получается «пойди и принеси то, не знаю, что». Второе обстоятельство заключается в том, что каждое доказательство ведет речь только об одном свойстве Бога, но разве из этого следует, что Бог один, а не пять различных, быть может, противоречивых сущностей? Третья особенность состоит в превышении Бога над логикой, что, вообще говоря, можно высказать, но трудно представить. А если Бог выше человеческой логики (Евангелие от Иоанна, «и Слово было у Бога, и Слово было Богом»), следовательно, все наши процедуры доказательства малоприменимы к нему. Наши представления о Боге ограничены нашим познавательным аппаратом; со времен Канта это считается банальностью, но для простодушных верующих не лишним будет указать на это.
Поиск причин/резонов во всем – естественное свойство нашего ума, поэтому столь впечатляюще космологическое доказательство. Каково достаточное основание существования пространства-материи-времени? Если вы скажете Бог, то попадете в ловушку психологической причинности. «Правильный» ответ – да, в них самих! Они вечны, всегда были, есть и будут. Если угодно, ну давайте их и назовем Богом, и притом, очевидно, этот «Бог» лишен желаний и личности. В конце концов он же сам представился древним евреям «Я есмь Сущий» = «Я есть тот, кто есть» = «Я есть Сущее». Хотя успехи современной космологии и научные представления об эволюции противоречат языческой цикличности и постоянству Вселенной, воспетой Экклезиастом, тем не менее они слишком слабы, чтобы поколебать аргумент небытия Бога от вечности. Вечно означает «всегда во времени», но мы-то говорим об истоке времени, а как можно полагать что-то до или все времени? И здесь следует умолкнуть, натолкнувшись на стенку нашего языка и мышления.
Телеологическое доказательство, на мой взгляд, единственное на сегодняшний день, которое имеет научное значение. Происхождение самовоспроизводящихся структур из простых химических соединений остается центральной проблемой науки, если она хочет претендовать на объяснение всего и вся. Да, во многих случаях мы фиксируем процессы самоорганизации материи как в химической, биологической, так и в социальной реальности (простейший пример: образование банды из отдельных преступников). Тем не менее не будем исключать, что искусное жонглирование вероятностями на фоне полумиллиарда лет фанерозоя и сотен миллионов лет архея (с момента остывания Земли и до появления первых ископаемых останков в горных породах) позволит ученым заявить приемлемую схему. Если эта проблема будет решена без deus ex machina, то роль Конструктора будет играть самоорганизация, превратившаяся их инструмент Бога в его полноценную замену. Что касается антропного принципа, то здесь сложнее; до определенной степени для кварк-глюонной плазмы и зоопарка элементарных частиц соображения самоорганизации также имеют место быть. Во всяком случае обыденная дарвиновская эволюция и Случай объясняют большую часть филогенеза.
Оба эти доказательства носят вполне объективный характер, опираясь, по крайней мере по внешнему содержанию, на данные естествознания. Их опровержение заключает в построении положительной альтернативы, а традиционное решение «с Богом» все-таки вводит Абсолют слишком удаленным от жизни человека. Бог космологического и телеологического доказательств есть прежде всего бог философов.
Путь опровержения онтологического доказательства представлен фразой «сколько ни кричи халва, во рту слаще не станет». То же самое справедливо и в отношении этического и эстетического доказательств. Сколько народа в России не проклинало бы Чубайса с начала 90-х годов, он прочно сидит во власти и на финансовых потоках Роснано, и даже короновирусом не заразился. При том, что его деятельность вместе с младореформаторами объективно принесла государству огромный вред, не говоря уже личных трагедиях людей, лишенных средств к существованию.
Честно сказать, разбирать именно формальные опровержения не представляет интереса. Достаточно того, что мы о них знаем и соглашаемся с ними.