Несмотря на то, что опыт Великой Отечественной войны не подтвердил ожидаемую высокую эффективность торпедных катеров, в послевоенные годы, в силу сложившихся традиций и взглядов, развитию этого класса боевых катеров в советском флоте продолжали уделять пристальное внимание. Проектирование, постройка и применение катеров дальнего действия и малых торпедных катеров (проекты ТМ-200, ТД-200, 123 и их модификаций) привели к пониманию необходимости иметь в составе советского флота торпедные катера, обладающие повышенной мореходностью и дальностью плавания, а также усиленным артиллерийским вооружением. Ранее так возможность создания такого катера в нашей стране долгое время не рассматривалась в следствии невозможности обеспечить транспортировку их по железной дороге, как правило из –за ширины.
Работы по созданию такого катера были начаты ОКБ-5 НКВД в 1946 году. Разработкой проекта, который получил обозначение «183» руководил главный конструктор П.Г.Гойнкис. Этот проект должен был стать первым в Советском Союзе большим торпедным катером. В ходе проектирования детальному анализу были подвергнуты технические решения, использованные в конструкции поставлявшихся в СССР по ленд-лизу больших торпедных катеров типов «Элко», «Хиггинс» и «Воспер». Эти катера хорошо зарекомендовали себя в боевых условиях, а кроме того имели немало удачных конструкторских решений. Например, «Хиггинсы» легко выдерживали 6-балльный шторм и неоднократно пересекали Атлантический океан своим ходом. Так же нельзя было не обратить внимание, на мощное вооружение «американцев»: одна-две 20-мм автоматические пушки «Эрликон» и два спаренных 12,7-мм пулемета «Браунинг», кроме того в американском флоте на большинстве ТКА поздней постройки на корме дополнительно устанавливали 40-мм пушку «Бофорс». Торпедное вооружение «Элко» и «Восперов» включало две (четыре) 533-мм ТА, а вот «Хиггинсы» имели четыре 533-мм ТА (правда, бугельные, которые в советском флоте заменялись на два трубчатых), что нельзя было не отметить.
Работы по созданию отечественного большого ТКА шли достаточно оперативно, и разработка проекта была завершена в 1947 году. Головной катер был сдан ВМФ заводом № 5 30 ноября 1949 года. При нормальном водоизмещении 59 т и четырех работающих дизелях М-50Ф (суммарная мощность – 4800 л.с.) была достигнута скорость 44 узла.
Появление такого катера позволило резко улучшить целый ряд тактико-технических элементов. По сравнению со строившимися торпедными катерами он имел следующие преимущества: мореходность на максимальных ходах повышена до 4 баллов; значительно усиленное артиллерийское вооружение; оснащение радиолокационными станциями, совершенными средствами радиосвязи и штурманского вооружения; увеличение максимальной и крейсерской скорости хода; усиление толщины бронирования мостика до 7 мм.
Головной катер проекта 183 стандартное водоизмещение 54 т (полное – 64,5 т), что превышало в 2-2,5 раза водоизмещение малых катеров проекта 123. Размеры катера тоже выросли: наибольшая длина 25,5 м, ширина 6,18 м и средняя осадка 1,23 м (высота борта на миделе – 2,8 м). Дальность плавания составила: при скорости 34 узлов 610 миль, при скорости 15 узлов – 700 миль. Автономность – 5 суток, мореходность на максимальных оборотах – 4 балла. Экипаж – 14 человек.
Энергетическая установка состояла из четырех дизелей М-50Ф мощностью 120 л.с. каждый, что обеспечивало скорость полного хода 44 узла (крейсерская – 33 узла).
Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53М, размещенных на палубе под углом 3 градуса к диаметральной плоскости, две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3, дымовую аппаратуру ДА-7 и дымовые шашки МДШ. Имелась также РЛС обнаружения «Зарница» и аппаратура опознавания «Факел-М».
Новый катер в перегруз мог брать 8 глубинных бомб ББ-1, а также 6 мин КБ-3 или 8 АМД-500.
В 1953 году на основе опыта эксплуатации первых катеров этого типа был выпущен корректированный договорный проект № 183, согласно которому и строилась основная масса катеров. Серийный катер имел чуть большее водоизмещение: стандартное -56 т (нормальное – 61,5 т), полное – 67 т при тех же размерах (ДхШ), но увеличенной осадке – 1,3 и высоте борта на миделе – 3,02 м. Возможно, поэтому скорость была ниже на 1 узел – 43 узла (33 узла), как и дальность – 600 миль (33 узла).
В перегруз можно было брать 18 мин АМД-500 взамен торпед.
В процессе постройки серийных катеров было обнаружено и устранено явление остановки двигателей М-50Ф при реверсировании. Позднее на катера устанавливались двигатели модификаций М-50Ф-1 и М-50-ФТК. Двигатели размещались по два в двух машинных отделениях и работали каждый на свой вал. Трехлопастные гребные винты разработки ЦНИИ-45 имели диаметр 0,675 м. Работу электроэнергетической установки, выполненной на постоянном токе напряжением 110 В, обеспечивали один автономный (12,5 кВт) и четыре навешенных (1 кВт) генератора.
Интересно, что эти катера вновь получили деревянные корпуса, и вновь было применено бронирование мостика и рубки. Безреданный деревянный корпус с остроскулыми обводами имел угол внешней килеватости на миделе 17 градусов. Катер оснащался бронированной рубкой и мостиком (толщина брони – 7 мм). При разработке проекта большое внимание было уделено технологичности постройки. Впервые в СССР сборка корпуса производилась на стапеле вверх килем, что позволило значительно упростить и ускорить стапельные работы. В конструкции корпуса широко применялись клееные узлы.
Строительство катеров проекта 183 велось более десяти лет, с 1949 по 1960 годы на заводах № 5в Ленинграде, №640 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Всего было построено 420 (по другим данным - 421 катеров данного типа и его модификаций). Непосредственно по проекту 183 было построено 333 катера, в том числе на заводе № 5в Ленинграде- 220 единиц, на заводе №640 в Сосновке - 54 единицы, на заводе № 602 во Владивостоке - 59 единиц.
В целом, по мнению моряков, катера получились удачными и поэтому стали «базовыми» не только для ряда их модификаций, но и для проектирования ракетных катеров.