Найти тему
Navygaming Channel

И вновь "большой", и вновь деревянный: "ТКА проекта 183".

Несмотря на то, что опыт Великой Отечественной войны не подтвердил ожидаемую высокую эффективность торпедных катеров, в послевоенные годы, в силу сложившихся традиций и взглядов, развитию этого класса боевых катеров в советском флоте продолжали уделять пристальное внимание. Проектирование, постройка и применение катеров дальнего действия и малых торпедных катеров (проекты ТМ-200, ТД-200, 123 и их модификаций) привели к пониманию необходимости иметь в составе советского флота торпедные катера, обладающие повышенной мореходностью и дальностью плавания, а также усиленным артиллерийским вооружением. Ранее так возможность создания такого катера в нашей стране долгое время не рассматривалась в следствии невозможности обеспечить транспортировку их по железной дороге, как правило из –за ширины.

Американский торпедный катер "Элко", схема внешнего вида
Американский торпедный катер "Элко", схема внешнего вида

Работы по созданию такого катера были начаты ОКБ-5 НКВД в 1946 году. Разработкой проекта, который получил обозначение «183» руководил главный конструктор П.Г.Гойнкис. Этот проект должен был стать первым в Советском Союзе большим торпедным катером. В ходе проектирования детальному анализу были подвергнуты технические решения, использованные в конструкции поставлявшихся в СССР по ленд-лизу больших торпедных катеров типов «Элко», «Хиггинс» и «Воспер». Эти катера хорошо зарекомендовали себя в боевых условиях, а кроме того имели немало удачных конструкторских решений. Например, «Хиггинсы» легко выдерживали 6-балльный шторм и неоднократно пересекали Атлантический океан своим ходом. Так же нельзя было не обратить внимание, на мощное вооружение «американцев»: одна-две 20-мм автоматические пушки «Эрликон» и два спаренных 12,7-мм пулемета «Браунинг», кроме того в американском флоте на большинстве ТКА поздней постройки на корме дополнительно устанавливали 40-мм пушку «Бофорс». Торпедное вооружение «Элко» и «Восперов» включало две (четыре) 533-мм ТА, а вот «Хиггинсы» имели четыре 533-мм ТА (правда, бугельные, которые в советском флоте заменялись на два трубчатых), что нельзя было не отметить.

Торпедный катер "Воспер"
Торпедный катер "Воспер"

Работы по созданию отечественного большого ТКА шли достаточно оперативно, и разработка проекта была завершена в 1947 году. Головной катер был сдан ВМФ заводом № 5 30 ноября 1949 года. При нормальном водоизмещении 59 т и четырех работающих дизелях М-50Ф (суммарная мощность – 4800 л.с.) была достигнута скорость 44 узла.

Появление такого катера позволило резко улучшить целый ряд тактико-технических элементов. По сравнению со строившимися торпедными катерами он имел следующие преимущества: мореходность на максимальных ходах повышена до 4 баллов; значительно усиленное артиллерийское вооружение; оснащение радиолокационными станциями, совершенными средствами радиосвязи и штурманского вооружения; увеличение максимальной и крейсерской скорости хода; усиление толщины бронирования мостика до 7 мм.

Торпедный катер проекта 183
Торпедный катер проекта 183

Головной катер проекта 183 стандартное водоизмещение 54 т (полное – 64,5 т), что превышало в 2-2,5 раза водоизмещение малых катеров проекта 123. Размеры катера тоже выросли: наибольшая длина 25,5 м, ширина 6,18 м и средняя осадка 1,23 м (высота борта на миделе – 2,8 м). Дальность плавания составила: при скорости 34 узлов 610 миль, при скорости 15 узлов – 700 миль. Автономность – 5 суток, мореходность на максимальных оборотах – 4 балла. Экипаж – 14 человек.

Энергетическая установка состояла из четырех дизелей М-50Ф мощностью 120 л.с. каждый, что обеспечивало скорость полного хода 44 узла (крейсерская – 33 узла).

Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53М, размещенных на палубе под углом 3 градуса к диаметральной плоскости, две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3, дымовую аппаратуру ДА-7 и дымовые шашки МДШ. Имелась также РЛС обнаружения «Зарница» и аппаратура опознавания «Факел-М».

Новый катер в перегруз мог брать 8 глубинных бомб ББ-1, а также 6 мин КБ-3 или 8 АМД-500.

Торпедный катер проекта 183, схема внешнего вида
Торпедный катер проекта 183, схема внешнего вида

В 1953 году на основе опыта эксплуатации первых катеров этого типа был выпущен корректированный договорный проект № 183, согласно которому и строилась основная масса катеров. Серийный катер имел чуть большее водоизмещение: стандартное -56 т (нормальное – 61,5 т), полное – 67 т при тех же размерах (ДхШ), но увеличенной осадке – 1,3 и высоте борта на миделе – 3,02 м. Возможно, поэтому скорость была ниже на 1 узел – 43 узла (33 узла), как и дальность – 600 миль (33 узла).

В перегруз можно было брать 18 мин АМД-500 взамен торпед.

В процессе постройки серийных катеров было обнаружено и устранено явление остановки двигателей М-50Ф при реверсировании. Позднее на катера устанавливались двигатели модификаций М-50Ф-1 и М-50-ФТК. Двигатели размещались по два в двух машинных отделениях и работали каждый на свой вал. Трехлопастные гребные винты разработки ЦНИИ-45 имели диаметр 0,675 м. Работу электроэнергетической установки, выполненной на постоянном токе напряжением 110 В, обеспечивали один автономный (12,5 кВт) и четыре навешенных (1 кВт) генератора.

Интересно, что эти катера вновь получили деревянные корпуса, и вновь было применено бронирование мостика и рубки. Безреданный деревянный корпус с остроскулыми обводами имел угол внешней килеватости на миделе 17 градусов. Катер оснащался бронированной рубкой и мостиком (толщина брони – 7 мм). При разработке проекта большое внимание было уделено технологичности постройки. Впервые в СССР сборка корпуса производилась на стапеле вверх килем, что позволило значительно упростить и ускорить стапельные работы. В конструкции корпуса широко применялись клееные узлы.

Возможно американский опыт сборки торпедных катеров был использован в СССР
Возможно американский опыт сборки торпедных катеров был использован в СССР

Строительство катеров проекта 183 велось более десяти лет, с 1949 по 1960 годы на заводах № 5в Ленинграде, №640 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Всего было построено 420 (по другим данным - 421 катеров данного типа и его модификаций). Непосредственно по проекту 183 было построено 333 катера, в том числе на заводе № 5в Ленинграде- 220 единиц, на заводе №640 в Сосновке - 54 единицы, на заводе № 602 во Владивостоке - 59 единиц.

В целом, по мнению моряков, катера получились удачными и поэтому стали «базовыми» не только для ряда их модификаций, но и для проектирования ракетных катеров.