Найти тему
Олег Ковальчук

Как начиналось Русское кино!

История российского кино началась более века назад — с первых документальных опытов бывших фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первой игровой ленты под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятой в 1908 году.

Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», написанной по мотивам песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

-2

Васи́лий Миха́йлович Гончаро́в (1861 — 23 августа (5 сентября) 1915[2]) — русский кинорежиссёр и сценарист, один из пионеров российского кинематографа.

-3

Дми́трий Никола́евич Садо́вников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск — 19 (31) декабря 1883, Санкт-Петербург) — русский поэт, фольклорист и этнограф.

Для театральной постановки этой «исторической былины», по замыслу Василия Гончарова, требовались «киноиллюстрации», за содействием в создании которых он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний быстро убедил его, что на этом же материале следует сделать фильм. В результате, помимо театральной постановки, появляется ещё и кинотеатральная.

Все роли в фильме исполнили актёры из труппы Петербургского народного дома.

-4

Фильм снимался на озере Разлив. В съёмках фильма принимали участие 150 человек массовки.

Фильм стал одной из самых первых русских кинопостановок.

Первая демонстрация фильма состоялась 15 (28) октября 1908 года[6]. Фильм исполнялся под музыку, написанную Михаилом Ипполитовым-Ивановым для постановки пьесы в театре «Аквариум».

Михаи́л Миха́йлович Ипполи́тов-Ива́нов (настоящая фамилия — Ива́нов; 7 [19] ноября 1859, Гатчина, Санкт-Петербургская губерния — 28 января 1935, Москва, СССР) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист Республики (1922). Большая часть карьеры Ипполитова-Иванова связана с Московской консерваторией.

Что писали критики о картине.

"Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу."

— «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге», 1908,

https://yandex.ru/video/touch/preview?filmId=17184736754950941532&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+1908+