В том, что анализ конкурентов проводить необходимо, наверное, уже не сомневается никто. Поэтому не буду тратить ваше время и еще раз доказывать то, с чем и так все согласны. Перейду сразу к особенностям анализа конкурентов в Instagram.
Далее по тексту затронем с вами вот такие вопросы:
- Как найти конкурентов своей компании в Instagram.
- Как провести анализ обнаруженных конкурентов.
- Как использовать данные, полученные в ходе анализа.
Часть № 1. Поиск конкурентов
Прежде чем анализировать конкурентов, надо их найти. Для работы рассмотрим несколько видов конкурентов и исходя из этого расскажем варианты их поиска:
- Проверка конкурентов, которых вы знаете в лицо. Здесь работаем с теми компаниями, которые реально ваши конкуренты, и вы это точно знаете. Ваша первоочередная задача – найти их профили в Instagram.
- Проверка конкурентов, которых вы не знаете в лицо. Тут ваша задача найти компании, которые могут вам быть конкурентами на самом деле или являются косвенными конкурентами. Например, вы работаете в разных городах или даже странах.
- Проверка компаний со смежной, схожей, взаимосвязанной тематикой. Этот пункт факультативно. На разборе не буду останавливаться, скажу только, что здесь можно позаимствовать идеи для контента, а также найти варианты для сотрудничества по вашему продукту/услуге.
Как искать конкурентов в Instagram?
Поиск по ключевым словам инстаграм-аккаунтов в поиске. Здесь все просто: находите список наиболее общих, релевантных для вашей сферы бизнеса запросов (можно самим составить из головы, но лучше через Яндекс.Вордстат), добавляете к ним Instagram/Инстаграм и анализируете выдачу.
Кстати, как только вы переходите по ссылке, получаете рекомендации. Прямо умная лента в действии. В них тоже можно выбрать полезные материалы.
Поиск по хэштегам
Рекомендую использовать наиболее общие хэштеги, которые покажут профили конкурентов. Например, название бренда, на котором вы работаете вместе (#аскона), упоминание услуги (#макияж_в_Москве) и т.д. Несколько моментов, которые стоит знать:
- Поиск может сильно затянуться, т.к. не во всех сферах реально быстро найти подходящие для работы профили и подходящие для работы хэштеги.
- Система будет давать вам подсказки по хэштегам, что существенно облегчит поиск и жизнь. Но не всегда.
- Можно найти авторские хэштеги конкурентов и на этом этапе уже начать составлять свой персональный рубрикатор для навигации.
Для автоматизации, можно использовать сервисы для подбора хэштегов.
Внутренний поиск Instagram
Здесь мы вбиваем нужные нам ключи не в поиске Яши или Гоши, а сразу в Instagram. Откройте вкладку «ЛЮДИ», вбейте необходимое слово и поиск сформируется. Причем можно использовать как русские написания (их указывают в поле «Имя»), так и английские термины (их пишут в поле «Имя пользователя»).
Обратите внимание, что поиск работает крайне непредсказуемо. Определить четкий алгоритм выдачи – миссия невыполнима. Из наиболее часто встречающихся закономерностей:
- Ваше физическое местоположение. В приоритете, хоть и далеко не 100%, в выдаче будет присутствовать город, из которого вы ведете поиск, или близкий к нему. Но не избежать и примесей.
- Логика определения первого места не всегда ясна. Есть мнение среди экспертов, что более топовые позиции занимают имена с минимальным количеством посторонних символов и максимально короткие, но выдача показывает обратное.
- Количество постов. В части результатов поиска ранжирование может быть построено по количеству публикаций. Но закономерность сохраняется недолго.
Дополнить картину можно поиском по локации. Если ваши конкуренты делали записи с метками – вы это заметите в результатах выдачи. Тут есть привязка к гео: сначала будет ваш регион, затем другие.
Вывод по поиску в Инстаграме
Поиск внутри системы напоминает больше откидывание лишней и посторонней информации. Вам надо найти не только максимально релевантные ключи для ведения розыскных работ, но и перебрать кучу посторонней информации, отфильтровать ее и оставить только самое важное.
Если вы не нашли конкурентов через другие каналы, процесс поиска может затянуться, потому что в Инстаграме море заброшенных, накрученных профилей и куча посторонних записей, не относящихся к бизнесу. По этой причине настоятельно рекомендуем отдать данное направление работы профессионалам – время сэкономите и результат получите.
Если объем работы не пугает и есть время – продолжаем читать и делать.
Ваша задача в ходе поиска конкурентов: собрать от 3 до 10 профилей (конечно, можно больше), в которых есть контент, активность, подписчики. В общем, есть что анализировать. Далее лучше составить таблицу и выписывать информацию по каждому профилю. Что фиксировать – читайте в следующем разделе статьи.
Часть № 2. Анализ конкурентов
Список профилей для анализа составили, теперь изучаем контент и проводим анализ.
- Аватар. Смотрим, какие цвета доминируют в оформлении у конкурентов, насколько они контрастные. Используются ли мелкие детали и элементы. Что подобрано для аватарки: фото, рисунок или картинка. Есть ли текст или нет. Изображение лаконично вписано в круг или часть картинке не вошла в видимую зону.
- Имя и имя пользователя. Использованы только английские слова или есть русские? Повторяется ли содержание или использованы разные ключи? Есть ли посторонние символы (_ / \ , .|), указания на регион?
- Описание профиля (Bio). Здесь компании обычно прописывают свое УТП, основные условия работы, преимущества, пользу для клиентов (зачем вступать). Анализируем, какую информацию конкуренты вынесли в этот блок.
- Вечные сторис (актуальное). Если есть (маловероятно, что их нет, но такое тоже бывает), изучаем следующие моменты: сочетание с аватаром профиля, выполнены ли обложки в едином стиле или нет, названия полностью читаются или нет, из названия понятно ли содержание вечной сторис, какие разделы вынесены в вечную сторис.
- IGTV. Пусть это и относительно новая функция, но если ее используют ваши конкуренты, то и вам надо. Хотя бы для того, чтобы ваши подписчики видели название вашего профиля (точка контакта дополнительная). Смотрим, что выкладывают, естественно.
- Цифры. Количество постов, количество подписчиков и количеств подписок. Обычно, если публикаций мало, а подписок у профиля много (существенно больше, чем подписчиков), это указывает на накрутку пользователей.
- Контент. Учитываем несколько показателей:
- Как часто публикуется контент.
- Какие виды контента публикуются: прямые эфиры и сторис вы сможете отследить по актуальному, а также если понаблюдаете за профилем несколько дней. Посты, посмотрев ленту.
- Визуальное оформление профиля: единый стиль, общие элементы, цветовая палитра, фото или картинки, есть ли текст на фото или нет и т.д.
- Активность пользователей: лайки, комментарии.
- Текстовое описание: указаны ли цены, есть ли хэштеги, проставлен ли геотег.
Кроме этого, дополнительно заходим https://popsters.ru/, выбираем нужные профили и период. Минимальный период для анализа рекомендуем брать 1 месяц, в идеале посмотреть динамику за 3 месяца для каждого аккаунта. Ну и, конечно, анализировать каждый месяц отдельно, чтобы понять, насколько хорошо ведется работа с контентом, делаются ли выводы по итогам работы, появляется ли новый вид контента, убирается ли неэффективный и т.д.
Что смотрим в сервисе:
- Количество лайков. В большинстве случаев это говорит о том, что нравится именно фотография. Чем больше лайков, тем больше стимула увеличивать такой тип фото у себя в профиле. Больше лайков – больше охват.
- Количество комментариев. Чем больше комментариев, тем важнее тема для ЦА. Ну и в целом, попадание в ЦА есть. Важно знать, что именно комментируют и реальные ли это комментарии или накрутка. Примет много, из основных: короткие в 1-2 слова комментарии, просто смайлики, коммерческие профили.
- Вовлеченность. Указывает на попадание в ЦА и наличие ЦА в подписчиках. Если у конкурента 10К читателей, а ER day всего 0,01% – это значит, что контент непривлекательный или подписчики накрученные. У себя в анализе ориентируйтесь на среднее значение ER, а также для начала работы учитывайте верхнюю и нижнюю границы по разным аккаунтам – это будут ваши ориентиры для KPI.
Во вкладке Статистика уделяем основное внимание таким направлениям, как: количество постов по длине текста (определитесь, какой контент конкурентам проще всего выдавать), количество по типу контента (поймете, какой контент самый распространенный, к чему аудитория привыкла уже), вовлеченность по длине и типу контента (узнаете, на какой контент лучше всего реагирует аудитория).
Вывод по анализу конкурентов
Ваша задача в данном блоке работы – узнать как можно больше информации о конкурентах: что работает, что не работает. Какие недочеты есть, что получается хорошо.
Как вы уже могли заметить, на каждую компанию у вас уйдет около часа, чтобы сделать полноценный разбор и занести все данные в таблицу для дальнейшей работы. Но не отчаивайтесь, к вам на помощь всегда придут профессионалы. Придут и помогут. Заявку можно оставить вот тут »
Часть № 3. Интерпретация данных в собственном бизнесе
Скажу сразу, не все то, что делают конкуренты – правильно, понравится вам, применимо в вашем бизнесе, вы сможете повторить. Но, проанализировав конкурентов, вы точно сможете сформировать основу своего профиля, с которой и будете дальше работать.
Итак, на руках у вас итоги большой работы. Далее ее разбиваем на 3 больших пласта:
- Выводы для разработки оформления своего профиля: аватар, обложка актуального, описание, стилистика. Сюда входят рекомендации для дизайнера по разработке аватара, обложек для актуального, пресетов и шаблонов для обработки фото и т.д. Также имя и имя пользователя (сделайте с ключевыми словами, но постарайтесь отличаться от конкурентов, чтобы не было сходства до степени смешения).
- Выводы для работы с контентом: то, чем вы будете наполнять свой профиль.
- Базовые показатели для постановки KPI. Примерно, но сможете спрогнозировать количество лайков и комментариев, понять средний показатель вовлеченности. Далее скорректируете по ходу работы.
На основе этих знаний оформляем профиль и формируем контентный план. Добавляем свои тематики, которых нет у конкурентов, подаем под новым соусом старые темы. Отвечаем на вопросы, которые задавали конкурентам. Стараемся сделать больше, лучше, быстрее.
Завершаем все анализом как минимум собственной работы в отчетном периоде, как максимум – анализом результатов своего аккаунта и аккаунтов конкурентов, на которых равнялись перед началом работы. На основе полученных данных вносим изменения в план публикаций.