Я думаю, что большинству сургутян ясно, что крупная судоверфь Сургуту ой как нужна. Она неизбежно потянет за собой развитие, а точнее создание многих отраслей обрабатывающей промышленности в Сургуте. А главное, создаст огромное количество рабочих мест в городе и районе.
Теперь возникает следующий вопрос. Насколько большие суда можно построить на Сургутской судоверфи - речные, "река-море", морские или океанские?
На самом деле для строительства больших судов далеко от устья реки, даже очень большой, есть два ограничения.
Первое ограничение - гарантированная глубина судового хода реки. Эта та глубина реки, которую гарантируют государственные ведомства на протяжении всей навигации или ее части.
Сегодня в районе Сургута и ниже по течению гарантированная глубина Оби составляет около 3 метров. Учитывая то, что рекой не занимаются, от слова вообще, то можно смело сказать, что при минимальных вложениях и срезании самых мелких речных перекатов до Сургута минимальная гарантированная глубина Оби будет в районе 4 метров.
Много это или нет? Это много. Глубина в 4 метра равна гарантированной глубине Единой глубоководной сети Европейской части России. Глубина в 4 метра позволяет провести по Оби суда "река-море" типа "Волго-Дон" и "Волго-Балт". А они могут везти 5000 тонн груза.
Дак это гружеными! А без груза, осадка Волго-Балтов и Волго-Донов не более 1,2 метра. Представьте, какие суда можно построить с гарантированной глубиной в 4 метра.
А ведь эта минимальная гарантированная глубина. Ведь есть еще и весеннее поднятие реки. В мае и июне вода в реке поднимается еще на 3-5 метров. То есть гарантированная глубина Оби в районе Сургута в первой половине навигации составляет 7-9 метров. А это уже морские глубины.
Но что же тогда мешает строить большие морские суда в среднем течении рек?
Все просто. Если исключить моменты, связанные с извилистостью рек, то второй проблемой являются мосты. А именно - подмостовой габарит. Именно этот габарит ограничивает высоты любого судна, ходящего по рекам.
Например, высота Волго-Донов и Волго-Балтов подстроена под минимальный Волжский мост - Сызранский мост через Волгу. Подмостовой габарит Сызранского моста - 12,4 метра. Поэтому и высота Волго-Донов и Волго-Балтов меньше примерно на 1 метр.
В Сургуте же мосты имеют подмостовой габарит - 14 метров. Но надо заметить, что габарит 14 метров - это минимально возможный габарит при самом высоком половодье. То есть во времена осенней межени подмостовой габарит Сургутских мостов равен 18-20 метров. Я могу немного ошибаться, но не сильно!
Что же в сухом остатке? На Сургутской судоверфи можно строить суда с порожней осадкой до 3,5 метров и одновременно габаритной высотой до 19 метров. Длина и ширина - любая, в том смысле, что на Оби нет ограничений в виде шлюзов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- КАК ПОСТРОИТЬ СЕЛО И ФЕРМУ В СУРГУТЕ
Думается мне, что мы можем строить суда как минимум раза в два больше, чем строят на Красном Сормово в Нижегородской области. А это уже морские габариты... Морские габариты, затерянные в сибирской глуши...
Автор: Сергей Антонов (ВК)