Ночь. Ноутбук. Конспект и лампа.
И не горит на улице уж свет.
Чтоб о поступлении звучала дифирамба
Зубрит, зубрит ЕГЭ абитуриент.
*******************************************************************************
На стрелках часов далеко за полночь, а я все еще за столом…. Перечитываю цитаты, пробегаюсь по диагонали по значимым местам в биографии писателей. Через несколько часов начнется экзамен по литературе…
Усилием воли, заставляю себя закрыть наконец-таки конспекты и лечь в кровать, нужно успеть выспаться. Сна нет ни в одном глазу, начинаю представлять зеленое – зеленое поле, желтый заборчик и подбегающую к нему овечку, прыжок… и вместо овечки снова в голове несутся строчки:
«А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?»
Стоп. Стоп. Стоп. «Всем спать!»
Навязчивый трезвон будильника. На автопилоте иду в душ, затем маршрут пролегает на кухню, взбиваю яйца, соединяю с молоком и выливаю на сковородку, ломтик хлеба - в тостер.
Аромат хрустящей горбушки соединяется с запахом омлета, за окном синева неба, щебечут птицы и легкое волнение всё-таки охватывает меня.
«Как пройдет экзамен? Что попадется в КИМе? Хорошо бы Маяковский…»
Девять пятнадцать, на площади перед восемнадцатой гимназией собрались будущие студенты. В воздухе витает напряжение - это за своих подопечных переживают преподаватели. Ребята же непринужденно беседуют, стараясь соблюдать дистанцию и стоять у разметки, которая равноудалённо нанесена от самых ворот гимназии до входных дверей. На многих учениках маски: медицинские, многоразовые разноцветные и с надписями на актуальную тему: "Вирус уберите, а корону прошу оставиить!"
Переступая порог гимназии, начинается так называемая «зона препятствий»: измерение температуры бесконтактным термометром, обработка рук санайзером, идентификация личности, сдача личных вещей, проход через железную рамку. Честное слово, целый квест!
Вот она заветная дверь в аудиторию. Стоят девять парт, некоторые уже заняты, я прохожу к своей, согласно обозначенному номеру. Выдыхаю и настраиваюсь на экзамен.
Ровно десять ноль-ноль, организатор в перчатках и маске вскрывает конверт и раздает варианты заданий. Я не дыша пробегаю глазами свой, слушаю при этом инструктаж, меня кидает то в жар, то в холод.
Вот оно семнадцатое задание – самое объемное и сложное сочинение, ииии… МАЯКОВСКИЙ! Я просто не верю своим глазам и такому чудесному стечению обстоятельств: сказать, что я рад – ничего не сказать!
Немного полегчало, приступаю к тестовой части, перехожу к сочинениям -7, 8, 15, 16 задание. Мозги кипят, время неумолимо бежит. И вот очередное задание – «В чём смысл последних двух строчек стихотворения А.А. Вознесенского». Приплыли.... проносится в голове.
* * *
Тоска
Загляжусь ли на поезд с осенних откосов,
забреду ли в вечернюю деревушку -
будто душу высасывают насосом,
будто тянет вытяжка или вьюшка,
будто что-то случилось или случится -
ниже горла высасывает ключицы.
Или ноет какая вина запущенная?
* * *
Всё! Остановите эту планету!
Решаю дойти до кулера и выпить немного воды. Поднимаю руку и спрашиваю разрешения выйти. Переведя дух, возвращаюсь на место, беру ручку и начинаю строчить изо всех сил, пока мысль не убежала из головы.
- До конца экзамена осталось полчаса, - голос организатора звучит как приговор.
Мобилизуюсь, пишу на чистовик, неустанно следя за своей пунктуацией и орфографией.
- Пять минут до конца экзамена, - эти слова, словно гром среди ясного неба.
Стараюсь дописать работу и понимаю, что времени на проверку у меня уже не остаётся....
- Сдаем работы.
Ровно за 5 секунд до этой фразы ставлю точку в последнем предложении.
Глубокий выдох. Сдаю работу.
Первый экзамен позади, осталось самое сложное испытание – ожидание результатов.