В начале июля ФСБ был задержан советник главы «Роскосмоса», журналиста “Ъ” Иван Сафронов. Его арестовали по уголовному делу о госизмене. Бывшего журналиста подозревают в передаче разведкам стран НАТО сведений, содержащих государственную тайну.
Иван Сафронов работал в “Ъ” около 10 лет; он практически пришел в издательский дом на место своего отца, военного обозревателя, погибшего в марте 2007 года. В данном случае репутация семьи стала частью репутации газеты, а Сафронов-младший — частью ее души. Вместе с коллегами из отдела политики он ушел из редакции в мае 2019 года из-за произошедшего конфликта. Однако, его бывшие коллеги по издательскому дому, продолжают относиться к нему с огромным уважением. Ивана Сафронова не просто так называют одним из лучших журналистов нашей страны. Коллеги отзываются о нем, не только как о профессионале высокого класса, но и говорят о его характере. Они отмечают, что Иван Сафронов — настоящий патриот страны; он писал про армию и космос, потому что искренне переживал за них. И именно поэтому обвинение в госизмене в его адрес звучат весьма абсурдно.
Практика последних лет доказывает, что с таким обвинением в может столкнуться каждый гражданин, чья работа связана с публичной деятельностью. Людям, обвиненным в таком тяжком преступлении, крайне сложно добиться справедливого исхода дела и гласного суда: следствие неохотно допускает адвокатов, судебные заседания зачастую полностью засекречены. В результате общественность вынуждена полагаться лишь на слова спецслужб, к работе которых с каждым годом возникает все больше и больше вопросов. А журналисты, которые решаются озвучить эти вопросы, сами рискуют попасть под удар.
Редакция газеты "Коммерсантъ" настаивала и будет настаивать на максимальной публичности и гласности производства по этому делу. Газета также будет следить за каждым действием органов и каждым судебным заседанием. Редакция “Ъ” заранее выразила благодарность коллегам из других изданий, которые своей работой поддержали Ивана Сафронова, и всем, кто понимает, как в подобных случаях важно общественное мнение.
Со слов защитника Ивана Павлова, в обвинении нет данных, что Сафронов получал деньги от чешской разведки, а также нет сведений, указывающих что именно передавал Сафронов и когда это произошло.
Он добавил, что в материалах уголовного дела есть заключения Службы внешней разведки РФ, что в переданной Сафроновым информации чешской спецслужбе содержится государственная тайна. При этом никаких сведений о лицах, которые могли предоставить эти сведения журналисту, в деле нет.
Сафронов вины не признает и считает, что это обвинение связано с его публикацией в 2017 году.