Рыбалкой у нас увлекаются многие, и очень часто это становится любовью на всю жизнь. „Деловой Бийск“ попросил нескольких местных рыбаков рассказать о себе и своем хобби.
Подальше от суеты
Бийчанин Сергей Галкин, музыкант группы „Nоль Три“, выбирает для рыбалки дикие места. „Подальше от города, подальше от суеты“, — как выражается он сам. На вопрос, как давно увлекается рыбалкой, отвечает: „Сколько себя помню, 30 лет точно из моих 35“. Как только появляется возможность выбраться на водоем, старается ее не упускать.
„Мы обычно выезжаем минимум на две ночи, — рассказывает Сергей. — Расстояние от города может быть в пределах 150 км. В основном Обь, Чарыш, такие реки привлекают. Болото, конечно, тоже хорошо, но речная рыба поблагороднее, скажем. Та же щука. Если говорить о рыбалке в непосредственной близости от Бийска, здесь тоже можно найти места, небольшие реки: Песчанка, Каменка, можно рыбачить на Бии, Катуни“.
Бывает, попадаются краснокнижные экземпляры, например таймень, стерлядь. Такую рыбу, быстренько сфотографировав для истории, выпускают обратно в водоем. Сергей против сетей и всех незаконных приемов, есть правило „поймал — отпусти“, которое у нормальных рыбаков железно соблюдается. Впрочем, редкие виды рыб, если не заниматься ими специально, попадаются не так часто, хотя в наших реках они есть. Для каждой рыбы — свои снасти, свои приемы, нужно „подбирать свой ключик“. Сергей говорит, что его привлекает хищная рыба.
„Последний раз мы были на Чарыше, река поклевками порадовала, за что ей большое спасибо. Было три вида рыбы: судак, щука и окунь. Мы нежадный народ, неголодный, как некоторые — лишь бы, лишь бы, лишь бы побольше. Нет, 3–5 экземпляров — все, этого предостаточно. В среднем щука 2–3 кг самая едовая, судак в пределах 2 кг. Самый большой мой трофей — щука, которая попалась в позапрошлом году, 9 кг 800 г, почти 10 кг. Теперь буду побивать собственный рекорд, пока не удалось это сделать, уже два года пытаюсь. Думаю, все еще впереди!“
Как рассказал Сергей Галкин, он вместе с единомышленниками неоднократно участвовал в зарыблении диких водоемов мальками ценных рыб. В частности, по инициативе бийского отделения „Алтайского рыболовного клуба“ в 2017 и 2018 годах было проведено зарыбление озера Уткуль. Откликнулись многие люди, был проведен сбор денег, на которые закупили мальков карпа, белого амура, толстолобика, и выпустили их в озеро. Раньше на озере работал рыбозавод, но после его закрытия Уткуль начал зарастать травой, заболачиваться. Определенные виды рыб, в частности толстолобик, питаются травой и могли бы помочь очистить озеро. И, конечно, рыбаки „АРК-Бийск“ ставили целью сохранить и передать следующим поколениям традиции трофейной рыбалки на озере Уткуль. Подобные мероприятия проводятся и на других водоемах. Этим летом удалось зарыбить небольшое дикое озеро в районе Аи.
Рыбалка на своем участке
Один из вариантов для рыбалки — искусственный водоем, в котором рыбу разводят специально. Несколько таких прудов есть в Советском районе, гораздо больше — в Алтайском. Наиболее известные локации — Нижне-Каменка, Каим, пруды Самолет, Урожайное, Юбилейное, Потрепанное и озера у деревни Сараса. Рыбхоз разводит карпа, амура, толстолобика — остальные у них покупают, запускают в свои пруды и организуют платную рыбалку.
Житель Белокурихи Максим Гузанов пруд вырыл на своем земельном участке прямо в черте города. Вот уже почти 30 лет он разводит здесь рыбу, зарабатывая на платной рыбалке. В числе попутных услуг — баня, мангал, беседки, можно поставить палатку или арендовать коттедж.
„На этом месте была согра, били родники, — рассказывает он. — Сначала в 1992 году сделал здесь маленький пруд. Потом деньги появились, взял еще соседний участок, совместил участки ул. Урожайная, 10 и Урожайная, 12, сделал большой пруд, это уже было где‑то в 2000 году. Самая большая глубина — метров 5, в центре, чтобы зимовальная яма была и рыба икру метала, и постепенно к берегам глубина сходит на нет“.
В пруду водятся окунь, карп, сазан, толстолобик, белый амур, щука, карась, линь, раки. В месяц все это хозяйство съедает 1,5 тонны комбикорма, что обходится в сумму около 20 тысяч рублей — при условии, если дробить его самостоятельно. Кормит рыб Максим дважды в день.
В этом году представители сферы услуг, туризма понесли большие потери из‑за пандемии коронавируса, пострадала и платная рыбалка. „Никто не рыбачит, дохода нет, а кредит выплачивать нужно, — говорит Максим. — В Алтайском родственник тоже рыбой занимается, брали с ним кредит и покупали рыбу, не думали, что пандемия будет, теперь большие потери в деньгах“.
Ловить рыбу здесь можно и летом, и зимой. Приезжают в одиночку и компаниями, часто из других регионов. Два рыбака из Новосибирска бывают здесь 2–3 раза в неделю, есть и другие постоянные гости. Привлекает возможность поймать большую рыбу. „Буквально вчера вытащили белого амура весом 6 750 г! — рассказывает хозяин пруда. — А самые большие рыбы, живущие здесь, весят почти 30 кг. Привозили мне с Чарыша ребята сазанов, отдал 30 тысяч за рыб, 4 штуки привозили. Они плавают, икру мечут. Их видно. Когда жара, они всплывают, угощаю хлебом“.
Как приходит уважение к своей добыче
Бийчанин Павел Трофимов, руководитель турфирмы „Мабикс-тур“, рыбалкой увлекается всю жизнь, как и его отец, дед, прадед. В семье это занятие передается из поколения в поколение.
„В рыбалку сначала приходят с поплавочной удочкой, так начал и я, — рассказывает он. — Вторым этапом был спиннинг, это ловля уже хищных рыб (у нас в основном щука и окунь). И примерно лет 15–20 назад я перешел на следующую стадию этого увлечения — начал рыбачить нахлыстом. По-английски fly fishing — рыбалка на мушку. В нахлысте ты изготавливаешь приманки самостоятельно, для имитации насекомых используются перья, синтетический материал. Достаточно изощренный способ ловли: ты должен сымитировать насекомое, его вид, цвет, форму, размер, грамотно подать его, чтобы оно было похоже на настоящее. И вот рыба выбирает твою искусственную приманку, когда рядом плывет настоящая… Эмоции от такой рыбалки, отклик инстинктов гораздо сильнее: ты смог обмануть природу! Нахлыстом уже ловишь хариуса, форель, лососевых рыб.
Почему происходит такое развитие? Потому что постепенно острота ощущений начинает снижаться. Хочется либо побольше рыбу, либо побольше рыбы, человек постепенно начинает менять способы рыбалки на более интересные, азартные. Поплавочная удочка — пассивный вид, ты просто сидишь и ждешь, когда рыба сама себя поймает. Твоя задача — ее подсечь. Конечно, можно играть приманкой, менять ее, придумывать различные способы, чтобы добавить активности, но по сравнению со спиннингом это все равно достаточно пассивный способ ловли. Спиннинг уже предполагает активный поиск рыбы, что ближе к охоте: попытка выслеживания добычи, целенаправленная поимка. Часто ты видишь рыбу, за которой охотишься, и мечтаешь ее поймать. Примерно на этой стадии появляется некое уважение к своей добыче. Ты начинаешь ее отпускать (и в этом отличие от охоты, где отпустить добычу ты не можешь). Рыбу поймал не для еды, на еду надо не так много. Да и себестоимость этой рыбы будет гораздо дороже любой самой дорогой семги в магазине, потому что ты тратишь деньги на доставку, транспорт, лодку, моторы, путевки в рыболовные края… Люди едут получать удовольствие“.
Говоря о местах для рыбалки, Павел Трофимов дает большой разбег по географии. В окрестностях города это верховья Бии, здесь ловится хариус, таймень (таймень занесен в Красную книгу России, поэтому его всегда отпускают), на Уткуле — в основном интересует щука. Если речь про отдаленные поездки, например Монголия, куда Павел и сам устраивает рыболовные туры, то попасть туда сложно. Нужен транспорт, сопровождающий, но результат того стоит; ловятся гигантские хариусы, это настоящая рыбалка, приключение. В этом году туров в Монголию нет — границы закрыты из‑за пандемии. Из хороших и не очень дорогих мест для рыбалки называет район Среднего Енисея, Подкаменной Тунгуски, Бахту, ставшую знаменитой после фильма „Счастливые люди“, где много рыбаков, но много и рыбы (ленок, таймень, щука, окунь, хариус). Около пяти раз сам он был на Кольском полуострове, считающемся Меккой элитной нахлыстовой рыбалки, там ловится семга, атлантический, благородный лосось. Эта рыба живет в океане, но на нерест заходит в речки, причем она в этот момент не питается, у нее атрофируются органы пищеварения, отчего поймать ее еще сложнее, эмоции при поимке просто зашкаливают. Рыба сильная, агрессивная, сильнее речной рыбы в разы.
„А совершенно фантастическое место — это Камчатка, — говорит Павел. — Это нерест тихоокеанских лососей. Они после нереста всегда умирают, но во время его, как и семга, это очень агрессивные, резкие, сильные рыбы, вылавливание их доставляет колоссальное удовольствие. Плюс немаловажный фактор в таких местах — это природа. Ловить рыбу в пруду в черте города — несравнимо с рыбалкой в дикой природе, особенно на Камчатке, на фоне вулканов, медведи рядом шарятся — это совсем другие ощущения.
Любые рыболовные места, которые можно назвать хорошими, — это места труднодоступные. В места, куда можно попасть только на вертолете, — там очень много рыбы. Если на вездеходе или хивусе (катере на воздушной подушке) — просто хорошие места. На лодке или джипе — неплохие, на любой машине — так себе места. Люди очень потребительски относятся к природным ресурсам, рыбы становится все меньше. Основная проблема — конечно, браконьеры.
На Алтае с хорошей рыбалкой сложно, рыбы мало, а трофейной большой практически нет. Так и получается: люди едут на море отдыхать, а ты едешь в тундру, где тебя кусают комары, мошка, ты платишь бешеные деньги, чтобы сесть в вертолет, уехать на край света, где еще снег лежит, и поймать там 2–3 рыбы, которые ты обязан отпустить. Но почему‑то эти мгновения запоминаются гораздо сильнее и ярче“.
Как рассказал Павел, его компания организует рыболовные туры и по Алтаю, но позиционирует их как рыболовно-познавательные, туристические. Люди, приезжая на Алтай из Москвы, Европы в обычный тур, нередко спрашивают, можно ли там порыбачить. В простом туре сделать это сложно, поэтому и были разработаны туры, ориентированные на рыбаков, хотя и с оговоркой: да, вы увидите весь Алтай, будете заниматься своим любимым делом, но если вы хотите поймать трофейную рыбу, на Алтай вам ехать не нужно. Будет хариус, уха, будет красиво, но крупной рыбы здесь не поймать. Многих это вполне устраивает.
Карпфишинг — целая наука
Учредитель газеты „Деловой Бийск“ Алексей Зарецкий рассказал о своем увлечении карповой рыбалкой, которое началось около пяти лет назад.
„До этого активно занимался ловлей хариуса и хищных видов рыб, — рассказывает он. — Мотался в горы летом и зимой за хариусом, осенью на Обь за судаком и щукой. Когда пришли пресыщение ловлей мелкой рыбы и отсутствие получения адреналина от ловли двухкилограммовых судаков, стал пробовать заниматься тем, что раньше никак не получалось: ловлей карпа. Это сильная рыба, и даже небольшой экземпляр может дать серьезный бой, оторвать леску и утащить в водоем удочку зазевавшегося рыбака.
Сегодня этот вид рыбалки называется модным английским словом — карпфишинг. Меня за последние пять лет настолько туда затянуло, что я практически перестал заниматься другими видами ловли. Ну, иногда осенью, когда спадет гнет гнуса, комаров и мошки, сделаю пару вылазок на Обь за хищником. Карпфишинг — целая наука, включает в себя много разных знаний и навыков. Надо уметь вязать поводки и лидкоры, знать различные узлы для привязывания шок-лидеров, уметь применять ПВА-материалы, составлять прикормочные программы из карпового питания — бойлов и пеллетсов, уметь пользоваться маркерной картой. А еще рыбак-карповик должен уметь правильно готовить к рыбалке зерновые (кукурузу, коноплю) и тигровый орех. Кроме того, нельзя забывать о физкультуре, ведь очень часто в карпфишинге применяется так называемый силовой заброс — когда надо забросить оснастку за 100 метров. Нужна правильная техника и физическая сила. Я каждую весну выезжаю в поле и забросами удочки восстанавливаю подзабытую за зиму технику.
Ну и, конечно, арсенал технических средств карпфишинга просто поражает воображение. Рыбаку надо иметь минимум пять, а то и больше удилищ. Это рабочие удилища для поимки рыбы, тяжелое сподовое удилище для заброса прикормки в выбранную точку, маркерное удилище для поиска перспективных мест на водоеме и составления маркерной карты. Звуковые сигнализаторы поклевки — важнейший инструмент для рыбака, ведь обычно карповая сессия — это 3–4 суток, и нормальный сон обязателен, иначе рыбалка из удовольствия превратится в сплошное мучение. Поэтому забудьте о дедовских колокольчиках и включайте пейджер, который вас разбудит при поклевке рыбы ночью. А еще нужны хороший подсачек, весы для взвешивания трофейной рыбы, „кобры“ для кормления пылящими бойлами, куча различного инструмента для создания насадок, мат и мешки для бережного хранения карпа перед отпусканием в воду.
Три дня рыбалки на водоеме требуют организации быта. Поэтому не обойтись без правильной палатки или шатра, раскладушки, стульев и столов, фонарей для ловли ночью. Если я вас напугал всем этим арсеналом, что же, это не преувеличение, свой арсенал я собирал года три. Теперь могу комфортно рыбачить на длительных сессиях.
Очень часто бытует мнение, что карповая рыбалка — это дорогое удовольствие. Еще несколько лет назад я бы с этим не спорил, но сейчас братья-китайцы выпустили на рынок много дешевого, но довольно качественного продукта. Не сразу, но за пару-тройку лет можно собрать необходимый комплект для качественной рыбалки. Наградой вам будут поимки рыбы, которая заставит ваше сердце бешено колотиться при вываживании, и фото с трофейными экземплярами, вызывающими восторг у друзей и знакомых. Мои личные рекорды — карп на 14,5 кг и амур на 9,5 кг (рыба отпущена в воду). По поводу принципа „поймал — отпустил“ скажу: могу взять с рыбалки пару-тройку мелких хвостов для мамы и жены. Но всю рыбу весом свыше 5 кг я отпускаю, это маточное поголовье, иначе через пару-тройку лет ловить будет нечего“.
Как приготовить рыбу на берегу
Герои материала поделились, какие блюда они готовят из пойманной рыбы
Павел Трофимов:
„Уха — это всегда работает. Секрет ухи очень простой: чем больше рыбы и чем меньше воды, тем она вкуснее. Все остальное — детали. Обгорелая березовая чурочка, чтобы придать ухе запах дыма, водка — это все мелочи по сравнению с тем, что должен быть большой ассортимент рыбы и ее должно быть реально много, чтобы уха наутро превратилась в желе. Очень вкусна буглама в фольге: хариус, таймень, форель с овощами, грибами, кинзой запекается на углях. Обычный хариус, жареный с луком, — это ну просто убийственная вещь. Ничего лишнего. Перец, лук, соль, хариус. Что еще? Семга, просто сырая рыба, с соевым соусом, сашими. Выловил, порезал и тут же в соевый соус макаешь и ешь“.
Сергей Галкин:
„В основном готовим уху и рыбу горячего копчения. В копчении ничего сложного нет: рыбу потрошим, удаляем голову, чешую не чистим. Промываем чистой водой, немного солим, даем постоять 30–40 минут, еще раз промываем от соли, выкладываем в коптильню. 30 минут и рыба готова к употреблению. Щепа для коптильни (лучше, если это будет груша или яблоня) предварительно замачивается в воде, потом небольшим слоем размещается на дно коптильни. Какая рыба вкуснее? По-моему, копченому окуню равных нет“.
Максим Гузанов:
„Делаю коктал по‑казахски в основном из белого амура. По хребту разрезаем, чешую не чистим. Надрезали еще вдоль ребер, просушили хорошо, намазываем солью, перцем, майонезом, потом укладываем лук кольцами, помидоры кольцами, потом можно шампиньоны, опять майонезом смазываем, и вот так слоями все перекладываем. По бокам можно картошку молодую положить, чтобы сок впитывался, получается, рыба готовится, как в духовке, в собственном соку. Минут 40 помариновался — и на костер, на мангал. Карпа готовим так: по голове разрезаю, по хребту, мариную (майонез, лимон, перец, соль), минут 15 постоял — на мангал его. Самые наши любимые блюда“.
Анна Наседкина. Фото Павла Трофимова, Анны Наседкиной, Вячеслава Гутова, из личных архивов Сергея Галкина и Алексея Зарецкого.