Что с ними делать, как понять?
Каждый изучающий английский язык рано или поздно задается этим вопросом. Один из способов в этом себе помочь - научиться думать, как носители языка.
Сколько же всего времен в английском? Нас пугают такими цифрами как двенадцать, шестнадцать и иногда больше. Оказывается, там все так же, как и у нас - настоящее, прошедшее и будущее. Однако у них больше уточнений и нюансов.
Например, возьмем предложения "Я ПИШУ письма сейчас" и "Я ПИШУ письма каждый день". Для русских, немцев и французов с испанцами между ними нет никакой разницы, а англоязычные носители две этих ситуации разделяют. Им кажется, что если действие происходит в конкретный момент, то действующее лицо ничего не совершает, а находится в состоянии действия (это называется Continuous - "длящийся, продолжающийся"), что дословно звучит, как "Я являюсь пишущим письмо". Сравним:
a) Я пишу письма (в общем). - I write letters (досл.: "Я пишу"). - Простое настоящее время (Present Simple).
б) Я сейчас пишу письмо. - I am writing a letter now (досл.: "Я есть пишущий"). - Present Continuous (настоящее длящееся).
Таблички с формулами образования времен Simple и Continuous приложены:
Также множество вопросов вызывает Perfect (завершенное). Он встречается в немецком, французском, испанском, итальянском, зато совершенно чужд русскоязычным носителям. Мне все равно, заточила ли я карандаши на днях или только что, я в любом случае скажу "заточила". В английском же языке здесь есть конкретные различия. Если речь идет о обычном фактическом действии в прошлом, они действительно воспользуются прошедшей формой глагола "заточить". Но если им важнее сказать не когда это случилось, а то, что это случилось в принципе, и к теперешнему моменту уже готово/сделано/завершено, то для них удобнее выразить это так: "У меня (есть) наточенные карандаши" = "Я имею наточенные карандаши." Иногда и мы, русские, выражаемся подобным образом: "У меня все карандаши наточены." Сравним:
а) Я наточил карандаши вчера. - I sharpened my pencils yesterday. (досл.: "Я точил мои карандаши...")
б) Я (уже) наточил карандаши. - I have (already) sharpened my pencils. (досл.: "Я имею (уже) наточенными мои карандаши.)
Выходит, если надо сделать акцент на том, КОГДА это было сделано, для этого есть время Past Simple (прошедшее простое) и придется вспоминать форму прошедшего времени. Если же надо подчеркнуть тот факт, что дело сделано или не сделано в принципе, то совершенно незачем углубляться в прошлое. Нужно использовать Present Perfect (настоящее завершенное) и просто сказать: "У меня есть такое-то сделанное дело." I have done my homework, I have sharpened my pencils, I have lost my purse и т.д.
Формулы образования завершенного времени выглядит так:
Также нетипично для русской грамматики "длящееся завершенное время", и почти нигде не говорится о том, что это "дитя" времен Continuous и Perfect (и поэтому так и называется - Perfect Continuous (завершенное длящееся). Его распознать легче легкого, так как признак всегда один и тот же: Я рисую картину УЖЕ ДВА ДНЯ, я играю в эту игру УЖЕ ДВЕ НЕДЕЛИ, я работаю в этом банке УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ, то-есть, я имею результат этого действия в течение двух дней, двух недель, пяти лет (прожитый/пройденный/готовый период процесса рисования, игры, работы). Черты, доставшиеся этой видовременной форме от Perfect'а в том, что УЖЕ есть два дня, две недели, пять лет готового процесса, а от Continuous - признак длящегося действия - ведь я до сих пор рисую/играю/работаю.
Таблица дана ниже:
Теперь становится ясно то, что разбираться здесь надо не только во временах, а также и в ситуациях:
Я пишу письма вообще (Simple);
Я пишу это письмо сейчас (Continuous),
У меня (есть) написанное письмо/Я уже написал письмо (Perfect),
Я пишу письмо уже два часа (Perfect Continuous).
И все эти ситуации могут быть в настоящем, будущем, прошедшем.
Simple:
Я пишу часто письма (настоящее),
я писал письма в прошлом (прошедшее),
я буду писать тебе письма (будущее).
Continuous:
Сейчас семь вечера, ты входишь и видишь, что я сижу и пишу письмо (настоящее);
ты вчера вошла (ровно в семь), когда я писал письмо (прошедшее);
ты завтра придешь, я буду письмо писать в это время, ровно в семь вечера (прошедшее).
Perfect:
Сейчас семь часов, и на данный момент все карандаши заточены (я заточил карандаши);
когда ты вчера пришла, я уже наточил карандаши (к твоему приходу был готовый результат) (прошедшее);
когда ты завтра придешь, уже будет готовый результат - я наточу карандаши (будущее).
Perfect Continuous:
Я уже два часа пишу письмо (настоящее);
вчера в семь часов вечера, когда ты пришла, я уже два часа писал письмо (но все же старательно продолжал в тот момент) (прошедшее);
завтра, когда ты придешь, я буду писать письмо уже два часа (будущее).
Вот и все, что нам поначалу нужно знать о выборе и использовании времен. Более сложная грамматика строится на уже данных готовых конструкциях и не вызывает проблем, если базовые знания уже отработаны. Надо понимать, что мы сами выбираем то, что хотим выразить, будь то нейтральное "Я работаю в таком-то банке" (Simple) - общая информация о регулярном действии или "Я работаю там уже два года, а заработную плату ну не повышают!" - здесь акцент на длительном процессе, часть из которого уже завершена, а часть до сих пор длится (Perfect Continuous); "Я уже наточил карандаши, они на столе" (Perfect) - завершенный процесс или "Я заточил карандаши вчера" (Past Simple) - общая информация о фактическом действии в прошлом.
Все зависит от условий, которые нам надо описать. Если жестко выучить, какими способами это можно сделать, впоследствии изучать грамматику сослагательного наклонения, пассивный залога, согласования времен и прочие сложные темы будет гораздо проще.
Успехов!