Найти тему
Флагман-ньюс

Ростислав Алексеев: творец и испытатель

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) ─ советский кораблестроитель, создатель глиссирующих яхт, пассажирских судов на подводных крыльях, экранопланов. Именем Р.Е. Алексеева названы Нижегородский государственный технический университет и Всероссийская парусная регата «Кубок Р.Е. Алексеева». Личность Ростислава Алексеева многогранна. Он являлся организатором целой отрасли судостроения, Алексеевым заложены научно-технические основы создания скоростных судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился в городе Новозыбкове Брянской области 18 декабря 1916 года в семье агронома и учительницы.

Ростислав Алексеев переезжает в Нижний Новгород в 1933 году. В 1935 году он поступил на факультет кораблестроения индустриального института в городе Горьком и там же встретил свою будущую жену. Скоростные суда начинают особенно сильно интересовать молодого специалиста, и темой его дипломной работы на защите становится разработка легкого быстроходного судна на подводных крыльях. Р.Е. Алексеев представил изображение летящего над волнами скоростного корабля, на крутом повороте яростно отбивающегося из всех зенитных стволов от пикирующих на него самолётов противника, чертежи и пояснительную записку, в которой писал:

«Суть идеи ─ использовать большую плотность воды как выгодный фактор для создания большой скорости движения на воде. Для этого корпус судна помещается целиком в воздухе, а в воде остается очень малый объём ─ подводные крылышки с большой подъёмной силой и малым лобовым сопротивлением... Грузоподъемность глиссера на подводных крыльях может быть весьма большой, гораздо большей, чем грузоподъёмность обычных глиссеров. Радиус действия ─ порядка двух тысяч миль и больше. Глиссер может быть вооружен 75-миллиметровым орудием с небольшим сектором обстрела и с полным обстрелом воздуха зенитными пулеметами, четырьмя-шестью торпедами и глубинными бомбами. Жизненные центры могут быть защищены противопульно-осколочной бронёй.

…Глиссер «А-4» может быть предназначен для переброски пассажиров или раненых… Может быть предназначен для посыльных, сторожевых, или конвойных целей с выходом в океан. Специально океанский глиссер должен иметь несколько большие размеры. Считаю, что перспективы таких судов громадны».

Во время войны Ростислав Евгеньевич трудился на заводе «Красное Сормово». Здесь он вместе со своими коллегами начинает работать над первыми боевыми катерами на подводных крыльях. Осенью 1943 года был готов первый катер Р.Е. Алексеева А-4.

Его испытания прошли успешно. Масса катера составляла около 1 т, а мощность двигателя 25 л.с. Катер полностью выходил на крылья и развивал скорость более 30 км/ч. В то время Р.Е. Алексеевым было отмечено: «Испытания катера А-4, проведённые на р. Волге осенью 1943 года, и буксируемой модели за скоростной яхтой «Родина» показали хорошую мореходность данной схемы и впервые проявили возможность использования влияния поверхности воды на подъёмную силу крыла при приближении к поверхности воды». Спустя годы это явление назовут эффектом Алексеева.

В 1945 году был сконструирован второй катер А-5, который легко развивал скорость 80 км/ч.

Р.Е. Алексеев задумал создать скоростные пассажирские суда. Наибольшую популярность в скоростном судостроении получили «Ракета», «Волга», «Метеор», «Комета», «Буревестник».
Можно сказать, что произошла настоящая революция в судостроении. Ростислав Алексеев изобретает вариант судна с экранным эффектом, с воздушной подушкой, образуемой нагнетающим потоком.

Одной из ярчайших страниц его биографии является работа над экранопланами. Термин «экраноплан» впервые был введен Р.Е. Алексеевым в 1947 году, а уже позднее вошел в мировую практику для обозначения судов с аэродинамическими принципами поддержания вблизи опорной поверхности.

Для военных целей Алексеев создал экраноплан с десятью турбовинтовыми двигателями 'Dobrynin VD-7', который американская разведывательная служба назвала «Каспийским монстром». Этот экраноплан официально был назван «КМ» («Корабль-макет») и был крупнейшим из построенных ранее тяжелых гидропланов. Длина его составляла около 100 м, а вес – 540 т. «КМ» использовался в качестве тестовой платформы для изучения влияния земли (экранного эффекта). Впервые «КМ» поднялся в воздух в октябре 1966 года.

К появлению экранопланов у советских военных было неоднозначное отношение, моряки и летчики не хотели признавать его своим. Вот что писал американский журнал «Джейна Интеллиджанс ревью»: «…На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800 – 900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъёмную силу, которой хватает на подъём до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях».

Во время развития программы «КМ» Ростислав Алексеев начал работу над экранолетом среднего размера. В 1972 году транспортно-десантный экранолет А-90 «Орленок» весом 140 тонн и длиной 58 м совершил полет. Изобретение было оснащено двумя турбореактивными и одним турбовинтовым двигателями, что позволяло развивать скорость до 400 км/ч. В 1974 году во время испытаний экраноплан переживает аварию, и Алексеева отстраняют от работ по экранопланостроению. Так получается, что Ростислав Алексеев оказывается выключенным из жизни коллектива, вместе с которым он создал скоростной флот.

Зимой 1976/1977 годов на Горьковском филиале-базе работала комиссия по ревизии модельного наследства, где она должна была рассмотреть целесообразность дальнейшего хранения секретных моделей экранопланов на территории филиала. Число моделей составляло около 250. В несколько приёмов почти все модели (осталось несколько) были сожжены на льду реки Троцы. И кроме этого Ростиславу Евгеньевичу было запрещено присутствовать на испытаниях собственных изобретений, но он все равно бывал там.

В январе 1980 года Р.Е. Алексеев находился на базе в Чкаловске, где велась подготовка к испытательному выходу модели СМ-9. До сих пор точно неизвестно, что произошло, но вышло так, что Алексеев принял на себя часть веса огромной машины. Вследствие этого 9 февраля 1980 года Ростислав Евгеньевич Алексеев скончался. Говорят, что конструктора погубило его собственное детище. Похоронен Ростислав Алексеевич на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде, в Сормове ему установлен памятник.

Источник: https://flagman-news.ru/news/lichnoct/2019072518.html

Р.Е. Алексеев
Р.Е. Алексеев