На самом деле я питаю очень нежные чувства к творчеству Макса Фрая. Да, я в курсе, что за этим псевдонимом скрывается Светлана Мартынчик, но я никогда не прекращу верить в существование сэра Макса, который сам записал свою историю на бумажных салфетках, а после ещё и рассказал историю автора и персонажа в "Энциклопедии мифов", и пусть уважаемая Светлана меня простит, но те книги принадлежат перу самого Макса. И никакая рациональная логика меня не переубедит в этом.
Я ведь ездил в Одессу ждать трамвая на Зеленой улице, ездил в Москву, искать Остаповский проезд д.3. Безуспешно, конечно, но лишь потому, что моя дверь между мирами ещё не открылась. Но у меня всё ещё есть мои волшебные сны, и когда-нибудь, я точно знаю, Хумгат меня призовёт.
Так вот, те книги стали для меня не просто книгами, а своеобразным путеводителем по жизни. Я жил по этим правилам, менял судьбу, спутав нитку, скатанную в клубок, бежал в темноте, не разбирая дороги, и падал, встретив жёстокий асфальт или же объятия незнакомки.
Трещинки на дорогах складывались в понятные только мне руны, номера проезжающих автомобилей открывали секретные формулы, позволяющие любое дерьмо обратить в золото, а птицы всегда указывали направление. Впрочем, я по сей день так живу. И жизнь моя прекрасна и удивительна.
Эти книги были по-настоящему волшебными.
А потом я прочитал "Ключ из жёлтого металла" и... волшебства там не нашёл. Нет, я не могу сказать, что это плохая книга. Она хорошая, интересная, написана всё тем же лёгким языком. Но она оказалась всего лишь книгой. Магии в ней не больше, чем журнале, купленном в переходе метро.
"Ключ из жёлтого металла" оказался всего лишь сказкой. Да, там присутствовали все те же символы: ключ, дверь; но история от и до оказалась вымышленной. И это странное разочарование от того, что книга оказалась книгой, не даёт мне покоя. Будто бы автор, который раньше рассказывал исключительно реальные истории, решил что можно и приврать, сочинить небылицу, дескать, и так сойдёт.
Пожалуй, всё произведение можно обозначить одной цитатой:
Пока процесс интересен, вполне можно обойтись без дополнительного смысла.
Да, нет тут никакого смысла, это всего лишь сказка. Процесс чтения будет увлекательным, но совершенно бессмысленным. Не увидите вы здесь ни своего отражения, ни тайн бытия. Но почему бы и не почитать, если уж располагаете свободным временем?
Сказка, к слову, не нова. Аллюзии на "Золотой Ключик" столь очевидны, что их трудно не заметить. Разве что главного героя зовут не Буратино, а Филипп. Зато он Карлович. Вот вам и папа Карло, правда, вместо шарманки у него орган, однако, дверь в каморке всё ещё имеется.
Не обошлось тут и без кота Базилио с лисой Алисой, которые так же оставили Буратино Филиппа расплачиваться за их обед, а сами скрылись. И Мирра Жукотовская с другом-собакой - копия Мальвины и Артемона.
Приятная такая сказка в целом вышла. Хорошая сказка. Но не более.