Приветствую тебя, читатель! Присаживайся поудобнее и «бери в руки» свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в материале — самая первая реактивная летающая лодка, самолёт с арочным крылом, истребитель, который хотел стать лучшим и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
13 июля
13 июля 1953 года — первый полёт экспериментального самолёта Custer CCW-5. /США/
Конструктор Уиллард Кастер был одержим идеей арочного крыла. Для проверки своих предположений он построил серию летательных аппаратов. Последним его самолётом с крылом такого типа стал CCW-5 (Custer Channel Wing 5 — арочное крыло Кастера № 5).
CCW-5 представлял собой доработку лёгкого пассажирского самолёта Baumann Brigadier. Изменения коснулись крыла — около борта фюзеляжа на каждой стороне были установлены полукольцевые секции. Два двигателя Continental O-470 были установлены в толкающей конфигурации. Максимальная скорость CCW-5 — 322 км/ч. На борту могло поместиться 4 пассажира и пилот.
Самолёт показал хорошие лётные характеристики на малых скоростях и отличную маневренность. Но заказчиков на CCW-5 не нашлось и проект свернули в 1964 году. Построили лишь 2 прототипа, один из которых сегодня находится в авиамузее в Рединге (Пенсильвания).
14 июля
14 июля 1971 года — первый полёт ближнемагистрального авиалайнера VFW-Fokker 614. /ФРГ/
В начале 1960-х годов авиапроизводители ФРГ основали совместную компанию Vereinigte Flugtechnische Werke (VFW). Одним из первых проектов VFW стал небольшой реактивный пассажирский самолёт. VFW-Fokker 614, созданный совместно с голландской компанией Fokker, изначально задумывался как замена Douglas DC-3 на региональных маршрутах.
VFW-Fokker 614 представлял собой низкоплан традиционной схемы. Интересное конструкторское решение — два турбореактивных двигателя установлены на пилонах над крылом. Самолёт мог перевезти 40-44 пассажира с максимальной скоростью 704 км/ч на расстояние до 1195 км.
VFW-Fokker 614 показал хорошие лётные характеристики, но коммерческого успеха не добился. Из-за проблем с двигателем и высокой цены заказов на него было мало. Произвели лишь 19 самолётов, которые эксплуатировались 3 авиакомпаниями (датской Cimber Air и французскими Air Alsace, Touraine Air Transport) и Люфтваффе ФРГ.
15 июля
15 июля 1954 года — первый полёт реактивного самолёта-прототипа Boeing 367-80 (он же Dash 80). /США/
Британский de Havilland Comet в 1949 году открыл эру пассажирских реактивных перевозок. Интерес заказчиков к «Комете» заставил Boeing задуматься о создании реактивного авиалайнера. Так стартовал проект 367-80, в котором компания решила применить свой опыт со скоростными бомбардировщиками для разработки пассажирского самолёта.
Dash 80 представлял собой четырёхдвигательный низкоплан со стреловидным крылом. Для ускорения проекта двигатели взяли от бомбардировщика B-52. Их расположили в гондолах под крылом. Максимальная скорость — 937 км/ч, дальность полёта — 5680 км.
Был выпущен 1 экземпляр Boeing 367-80 с б/н N70700. Опыт, полученный при его создании и испытаниях, конструкторы применили при разработке знаменитого Boeing 707 и воздушного танкера KC-135. Сам же Dash 80 сегодня можно увидеть в экспозиции Центра Стивена Удвара-Хази.
16 июля
16 июля 1947 года — первый полёт летающей лодки-истребителя Saunders-Roe SR.A/1. /Великобритания/
В разгар Второй мировой войны авиационное министерство Великобритании обратило внимание на успешное применение Японией истребителей на поплавковом шасси. Королевским ВВС нужен был самолёт аналогичного класса. В результате Saunders-Roe представила проект летающей лодки-истребителя SR.A/1.
SR.A/1 спроектировали по схеме высокоплана с убирающимися подкрыльевыми поплавками. Т.к. к этому времени уже были достаточно надёжные реактивные двигатели, то на лодку установили 2 × ТРД Metropolitan-Vickers Beryl MVB.2. Вооружение — 4 × 20-мм пушки Hispano Mk 5, 8 × ракет и до 455 кг бомб. Максимальная скорость — до 824 км/ч.
Всего построили 3 прототипа Saunders-Roe SR.A/1. Но после окончания войны необходимость в таком самолёте отпала и проект свернули. 2 прототипа были потеряны во время катастроф при испытаниях, а самый первый прототип сохранился в музее авиации Solent Sky в Саутгемптоне.
17 июля
17 июля 1947 года — первый полёт транспортного самолёта Sud-Ouest SO.95 Corse II. /Франция/
Ещё в 1940 году группа инженеров Sud-Ouest под руководством Мориса Уреля начала работу над лёгким пассажирским самолётом SO.90 Cassiopée. Проект не останавливался даже во время оккупации Франции. После окончания войны конструкторы создали улучшенную версию SO.90 — SO.95 Corse II.
Рассчитанный на перевозку 13 пассажиров, SO.95 Corse II представлял собой среднеплан с убирающимся шасси. Максимальная скорость достигала 350 км/ч при дальности полёта 1300 км. Силовая установка состояла из 2 × двигателей Renault 12S, вращавших трёхлопастные винты.
После серии испытаний самолёт запустили в серийное производство. Всего выпустили 60 единиц SO.95 Corse II. Предполагалось, что основная масса из них пополнит флот Air France. Но авиакомпанию не устроили характеристики самолёта и 45 штук SO.95 попали в ВВС Франции. Небольшое число самолётов приобрели авиакомпании небогатых стран. До наших дней ни одного SO.95 не сохранилось.
18 июля
50 лет назад — 18 июля 1970 года — первый полёт военно-транспортного самолёта Aeritalia G.222. /Италия/
В 1962 году НАТО опубликовала требования к новому транспортному самолёту укороченного, а также вертикального взлёта и посадки. Компания Fiat представила на конкурс свой концепт G.222 с 6 подъёмными и 2 маршевыми двигателями. Работы над ним продолжились и после отмены конкурса. В 1969 году авиастроительное подразделение Fiat входит в компанию Aeritalia и проект переименовывают.
Итоговый вариант G.222 отличался от первоначального концепта и представлял собой двухмоторный высокоплан с грузовой рампой в задней части фюзеляжа. Брал на борт или 53 солдата, или 42 парашютистов или 9 тонн груза. Максимальная скорость — 540 км/ч, дальность полёта — 4633 км.
Всего выпустили 111 единиц Aeritalia G.222. Основные эксплуатанты — ВВС Италии и Аргентины. Самолёт использовался и как транспортный, и для десантирования. Существовала также и модификация для пожаротушения. Сегодня G.222 ещё летают в ВВС Нигерии, Сомали и Туниса.
19 июля
19 июля 1943 года — первый полёт экспериментального истребителя Curtiss-Wright XP-55 Ascender. /США/
В 1939 году ВВС США объявили конкурс на разработку истребителя, который по характеристикам и вооружению должен был превзойти все существующие в мире. Для этого разрешили нестандартные аэродинамические схемы. Одним из конкурсных проектов стал истребитель XP-55 от компании Curtiss-Wright.
XP-55 имел необычную конструкцию: аэродинамическая схема «утка» с передним горизонтальным оперением, стреловидным крылом и толкающим винтом. Двигатель Allison V-1710-95 разгонял самолёт до 630 км/ч. Вооружение — 4 × 12,7-мм пулемёта Browning M2.
Построили всего 3 прототипа XP-55. Самолёт имел сносные лётные характеристики, которые могли быть улучшены в процессе доработок. Но начиналась эра реактивной авиации и военные потеряли к XP-55 интерес. Проект закрыли. Два прототипа были потеряны в авариях, а третий сегодня находится в музее Air Zoo в Портедже (Мичиган).
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории