Найти тему
По Приуралью

Прерванный полёт

Самец и самка лутка
Самец и самка лутка

Этот случай произошел много лет назад, но не забылся, оставив в памяти горький осадок.

Во многих странах мира ученые орнитологи метят тысячи птиц кольцами, которые одевают на лапку животного. Число возвратов очень сильно зависит от вида птицы и путей их миграции. До 30% колец возвращается от уток, летящих через Европу. У воробьиных птиц, летящих через Сибирь, возврат составляет одно на 10 000 помеченных. Кроме птиц метят и зверей, хотя и в значительно меньшем объеме. В заповеднике много лет проводили мечение белок и попутно других животных, которые попадали в беличьи живоловушки, а это бурундуки, куницы, соболя и некоторые виды птиц. Заповедник крайне заинтересован, чтобы сведения об этих меченых зверьках поступили в нашу научную часть. Чтобы стимулировать местных охотников, им выплачивали премию за каждую переданную метку. Платили и за пойманных на реке плывущих белок-мигрантов. Об этом было хорошо известно всем местным охотникам.

Это всё присказка, а вот и сама история. Однажды сотрудница заповедника Эльвира Николаевна поехала на весеннюю утиную охоту. Замаскировалась на берегу Печоры и стали поджидать уток-сплавщиков. К ней почти вплотную наплыл самец луток. Чтобы не разбить его дробовым зарядом, Эльвира Николаевна решила выстрелить над головой утки, чтобы меньше дробин попало в птицу. Выстрел был удачный. Выловила из воды птицу, стали её осматривать. Повреждений на ней не было, только небольшая ранка поперек головы. Птица была неподвижна, поэтому положила её в рюкзак. Через некоторое время из рюкзака послышался шорох. Открыла его и обнаружила, что луток живой. Добить его, как это делают с подранками, она не смогла. Эльвира Николаевна передерживала у себя дома многих диких животных, решила и лутка передержать, выходить. Луток жил дома вместе с домашними утками. Ранка на голове у него зажила. Решили, что его надо выпустить на волю, только надо выбрать время. Наметили, что лутка выпустим в понедельник, в первый день после закрытия охоты. Предупредили воспитателей местного детского сада о нашем мероприятии. Наступил торжественный момент. В присутствии многочисленных зрителей состоящих из воспитанников детского сада и взрослых, достали лутка из корзинки, надели ему на ногу кольцо и выпустили его на Печору. Помахали ему на прощанье рукой и пожелали удачи.

Прошло 4 часа и к нам в научную часть пришел местный житель, который сказал, что у него есть кольцо, снятое с добытой им утки. При этом он намекнул, что он не против получить премию за кольцо. Ему объяснили, что сообщать сведения об окольцованных утках, это обязанность каждого культурного охотника, а премию заповедник дает по своей инициативе только за беличьи метки. Все фамилии охотников, которые передали нам кольца, от добытых ими птиц, приводятся в ежегодной «Летописи природы заповедника» и эти сведения должны храниться вечно. Все сведения об окольцованных животных сводятся в Москву. Оттуда нам сообщают, когда животное было помечено, где помечено и где добыто. Если известен адрес охотника, то мы ему эти сведения передавали. Кроме того, такие наблюдения охотно публикуют и районная газеты. Правда, иногда охотники не хотят указывать своё имя, ну это их право.

Мы попросили показать нам кольцо. Это было кольцо с только что помеченного лутка. Тогда посетителя спросили: «Когда эту утку добыли?» Охотник замялся: «Два дня назад».

-«Хватит врать, мы только сегодня окольцевали эту утку и вам не премию, а штраф выписывать надо».

=«Да, это не я добыл, это друзья попросили передать вам кольцо и премию получить».

Чтобы не огорчать детей из детского сада, печальный конец окольцованного лутка, мы утаили.

Понравилась статья? Порадуйте автора репостами, лайками и комментариями!