Найти тему
Тёмный историк

«Советы без коммунистов» — идеология восставших крестьян Западной Сибири.

Советские исследователи и их современные наследники любят говорить о том, что репрессивная политика Колчака и «местечковых атаманов» настроила против себя всю Сибирь. Которая изначально, в общем-то, «красной» не была.

Но при этом редко упоминается тот факт, что Сибирь восстала и против большевиков, которые пришли вслед за белыми. Для местного населения красные оказались не лучше белых. Одним из ярких примеров является Западно-Сибирское восстание, начавшееся в начале 1921 года и продолжавшееся вплоть до конца 1922 года.

Политика «военного коммунизма», жестокая продразверстка, вызывающее поведение советской власти на местах, крутые меры против всех инакомыслящих — все эти прелести наложились на неурожайный год, потому и полыхнуло.

Оружия у восставших почти не было.
Оружия у восставших почти не было.

Пик восстания пришелся на весну 1921 года, когда количество повстанцев достигло отметки в сто тысяч человек. Интересно, что идеологический и социальный состав участников был крайне пестрым. Там были и монархисты, и эсеры, и сторонники «советов против большевиков», и представители малых народов, и казаки, и бывшие партизаны.

Что же их объединяло? Объединял их антикоммунизм, полное неприятие советской власти и ее крутых карательных мер.

Большевики виделись воспринимались повстанцами как «наследники» царя и белых генералов. В своих листовках восставшие писали следующее:

«...Народ уничтожил Деникина и Врангеля, уничтожил Колчака, уничтожит — коммуну...» (с) В.В. Цысь. Западно-Сибирское крестьянское восстание на Тобольском севере/ГАСПИТО

Агитировали красноармейцев, обращая их внимание на политику фактического грабежа простого народа «до нитки»:

Одно из знамен восставших.
Одно из знамен восставших.

«...вы сами знаете, что у нас отобрали весь хлеб в первую разверстку. Но этого показалось им мало. Они отобрали и весь семенной хлеб и ссыпали по амбарам, где и гноят его...» (с) из Воззвания Тобольского главного штаба Народной повстанческой армии к красноармейцам

При этом подавляющее большинство восставших благосклонно относилось к идее советов, но считалось, что большевики превратили демократические советы в свой диктаторский полигон. Ценности Февральской революции превалировали над коммунистической идеологией узурпаторов власти. Короче говоря, «советы без коммунистов», популярный лозунг во многих регионах.

Широкое распространение получила идея «общенародной власти», которая могла бы примирить между собой город и деревню, социалистов и монархистов, русских и представителей малых народов.

«Не народ существует для власти, а власть для народа...» (с) из сводок «Голоса Народной армии».

А это — более распространенное знамя «зеленых» формирований.
А это — более распространенное знамя «зеленых» формирований.

Большевики, по мнению восставших, извратили само понятие труда, превратив вновь народ в рабов, саму страну — в кошмарный военный лагерь.

Восстание не имело шансов на успех: оружия у повстанцев почти не было, широко использовались самодельные пушки, охотничьи ружья, холодное вооружение.

Большевики подавили выступление жесточайшими мерами: обстрел деревень из артиллерии, взятие заложников, массовые казни. Такая практика ничем не уступала деятельности интервентов или колчаковцев, но была лучше организована. Использовали, однако, и «пряник» — велась агитация новых экономических мер советской власти, поддерживались сохранившие лояльность большевикам люди. А идеология «советы без коммунистов» так и не была реализована...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.