Найти тему
ГлавКУЛЬТ

ДРУГАЯ СТОРОНА ЛАПЕНКО

Тот в своей диковатой одежде казался последним осколком погибшей вселенной – не советской, потому что в ней не было бродячих тибетских астрологов, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним.

«Внутри Лапенко» - это сборная солянка культурных феноменов восьмидесятых и девяностых. Беря во внимание количество просмотров у первой части мини-сериала, а именно 11 миллионов просмотров, можно сказать, что блюдо интернет аудитории пришлось по вкусу. Хотя, будем откровенными, под конец история поубавила количество зрителей больше чем в половину и поэтому мы будем лавными героями основной истории и прилагающихся к ней новелл стали архитипичные персонажи, которые можно сформировать в советскую комедию dell'arte:
1. Инженер
2. Журналист
3. Рокеры группы «Багровый Фантомас»
4. Катамаранов
5. Проститутка
6. Лидер ОПГ «Стальные рукава»
7. Продажный чиновник Марк Багдосаров
8. Ричард Сапогерлв (Сапогов) со своей барышней
9. Ведущий телепередачи «Сдохни или умри»
10. Авангардный художник Гвидон Вишневский
11. Певец Всеволод Старозубов
12. Милиционер
13. Продавец

Не смотря на такое разнообразие образов все-таки смысловая нагрузка падает именно на самого первого персонажа. Он является фундаментом для этого дома ностальгии.
Инженер - это представитель простого советского народа при чем в самом лучшем свое проявлении. Он ученый ходит на работу вопреки здравому смыслу, ведь работает в подвале и даже, когда его выгоняют он все равно сохраняет привычку возвращаться на рабочее место, практически как в мрачном анекдоте из 90-х.

— Представь, я своим работягам уже полгода зарплату не плачу, а они все ходят на работу и ходят!
— Слушай, а если с них плату за вход брать?
— Да я пробовал уже... Так они в понедельник утром приходят, а в пятницу вечером уходят!

Инженер страдает инфантилизмом, одной из основных черт советского человека. При чем эта детскость не касается работы, не касается отношения к жизни, она замешана на тотальном неверии в зло. Именно в эту «ахиллесову пяту», в итоге, и ударит одна из темных граней самого же Лапенко.
Инженер ведет себя и говорит, как ребенок. Он совершенно не вписывается в новые обстоятельства 90-х и не случайно с ним связаны две киноцитаты: "Игла" и "Брат 2". В первом случае советского человека (в лучшем его проявлении) закалывают в рубежном фильме перестройки, а в во второй цитате он возрождается в культовом фильме нулевых. Казалось бы неуместная, лобовая цитата из фильма Балабанова, лично для меня стала ключевым звеном всего фильма. Неожиданного для самого себя, добрейший и светлейший персонаж всего сериала становится антигероем.
Любопытно, что удар ножом в конце четвертой части сериала приходит не от
Alter ego, а от совершенно постороннего персонажа. Это вмешательство из вне компенсируется звучащим в дубляже голосом лидера банды «Стальный рукава». Такой ход (очевидно ) был направлен на то, чтобы подчеркнуть, что не одно лишь ОПГ является виновником деградации личности инженера. Общая тотальная несправедливость времени буквально пожирает главного героя. Как бы там ни было, кровавая расправа над самим собой завершающая весь сериал, оставляет ощущение выжженной земли. То самое государство, о развале которого так много шутят, в контексте этого сериала добровольно покончило с собой. Все, кто хотели «поугарать» над очередной «трешатинкой» так и не дошли до самого главного.

Советская эпоха ушла в прошлое, осужденная, осмеянная, оплеванная и окарикатуренная, но не понятая. А между тем все то, что вырвалось наружу в наше время, было накоплено, выстрадано и обдумано в советское время. И хотя бы уже потому она заслуживает нечто большее, чем осуждение: она заслуживает понимания. Понимание не есть оправдание.
Рассматривать историю в категориях оправдания и осуждения – значит исключать всякую возможность ее понимания.
А. Зиновьев (изменил Тимофей Ячменёв)