«Звездами просто так не становятся».
Именно такой была моя первая мысль о Сергее Безрукове, после личного знакомства с ним.
А дело было так. В этом самом 2008 году, сразу после завершения работы над фильмом «Александр. Невская битва», продюсерский центр «Арт-Питер» пригласил меня для постановки боев в спектакле «Сирано де Бержерак».
В мире существует множество пьес с фехтованием. Постановщику фехтовальных сцен есть где разгуляться. Однако, на мой взгляд, лишь три пьесы являются в фехтовальном реестре главными. Можно сказать – обязательными для представителя нашей профессии. Это «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и, несомненно, «Сирано де Бержерак». К лету 2008 года в моем профессиональном активе присутствовала только «Ромео и Джульетта» в постановке АБДТ им. Товстоногова 1998 года и, в некотором смысле, «Гамлет» Молодежного театра на Фонтанке 2006-го. Почему «в некотором смысле» – об этом позже. А пока я с радостью ухватился за возможность завершить работу над фехтовальной триадой театрального мира.
На первой же встрече, мой давний товарищ, продюсер Сергей Кошонин, сообщил мне о том, что исполнителем главной роли будет Сергей Безруков.
До этого времени, работать с Безруковым мне не приходилось. Честно говоря, я вообще не очень хорошо знал его творчество. А вот для актеров, которые приняли участие в спектакле, информация об исполнителе главной роли пока оставалась секретной. Сергей Кошонин и режиссер Александр Синотов решили, таким образом, создать какую-то особую интригу, которая должна была воодушевить всю творческую команду.
И вот, Сергей Витальевич приезжает на первую совместную репетицию для знакомства с будущими партнерами по сцене и, заодно, для первой репетиции с оружием.
…Обычно, моя работа в театре происходит следующим образом. Я общаюсь с режиссером, который максимально подробно рассказывает мне что именно он хочет видеть. Затем, на пару недель я уединяюсь с моей командой и, периодически консультируясь с режиссером, создаю некую хореографическую основу, которую в дальнейшем перекладываю на исполнителей.
Также было и в этот раз. Вместе с моей помощницей Галиной Черновой я создал хореографию Баллады о дуэли (центрального фехтовального события пьесы) и в назначенный день привез готовую партитуру для изучения.
Изучение же происходит так: сначала я, вместе со своим специалистом, показываю актерам весь бой несколько раз. Затем, поскольку понять что-либо и, тем более, выучить после таких просмотров невозможно, мы показываем первую фразу с разными скоростями – быстро, медленно, очень медленно, с остановками, с пояснениями, комментариями, повторами, объяснениями, ответами на вопросы… Все это время, актеры, которым предстоит исполнять бой, пытаются понять смысл движений и запомнить их последовательность. Независимо от талантов актера это очень сложно. Но, рано или поздно, актер понимает, о чем идет речь, запоминает первые несколько движений и неспеша, аккуратно, начинает делать их в паре. Сначала со мной, затем со своим сценическим партнером, который тоже сначала медленно и осторожно повторяет эти же несколько движений в паре с моим специалистом…
К чему это я. А к тому, что Сергей Витальевич на первой же встрече решительно «порвал шаблон» и продемонстрировал свои фантастические возможности в области специальной зрительно-двигательной памяти.
Это было так. По традиции, мы с моим специалистом Галиной показали Безрукову весь бой. Я, при этом, исполнял партитуру Сирано. После первого же показа, не дожидаясь никаких повторов и объяснений, Безруков воодушевленно взял у меня шпагу и, встав в боевую стойку напротив Галины, начал фехтовать. Не задав ни одного вопроса и ни разу не сбившись, он безошибочно исполнил первую фехтовальную фразу с довольно сложной хореографией. А затем, не останавливаясь, приступил ко второй. И тоже совершенно безошибочно.
Это было настолько невероятно, что я допустил ошибку, о которой теперь жалею. Я прервал бой Сергея Витальевича с Галиной и как дурак начал объяснять ему смысл происходящего. Это движение, мол, отвечает за защиту, этим мы осуществляем действие на оружие противника… В общем, вместо того чтобы посмотреть, как далеко способна зайти специальная память Безрукова, я погрузился в рутинную часть наших технических вопросов.
Однако и того, что успел продемонстрировать Безруков было более чем достаточно, чтобы я подумал: «Да, звездами просто так не становятся».
О дальнейшем скажу, что Сергей Витальевич предсказуемо оказался очень смелым и творческим человеком, многие его идеи были воплощены в поединке. Много рационального и обдуманного добавил и режиссер Александр Синотов. Роль де Вальвера досталась замечательному питерскому актеру Сергею Сафронову. В результате общей работы, в театральном мире появилась еще одна версия Баллады о дуэли – яркая, мощная и трагикомичная.
А я поставил себе «галочку», зафиксировав профессиональный постановочный минимум: «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Сирано де Бержерак».